Обзоры
Статьи
Видео
Фото
Проекты
Опубликовано: 18-02-2017 18:01 / Категория: Статьи / Просмотров: 1505

Аккерманские особенности объединения громад

Поспешное, непродуманное и непрофессиональное решение Белгород-Днестровского городского головы Аллы Гинак о «добровольном» объединении громад вокруг города вынудило сельские громады бежать подальше от таких объятий.

Akkerman.ua на минувшей неделе писал о том, как глава Белгорода-Днестровского, пытаясь достичь эффекта децентрализации, решила, наоборот, по максимуму централизовать власть не только в городе, но и во всем Белгород-Днестровском районе.

Единственная польза от такого решения состоит в том, что оно наконец-то всколыхнуло доселе вялотекущие процессы в сельских и поселковых громадах и придало ускорение чиновникам и в районном совете, и в советах поменьше рангом.

Возмутилась Затока. Обидевшись, что у нее не спросили, желает ли этот, считающий сам себя курортным поселок, осчастливить город Белгород-Днестровский своим присоединением. Да так возмутился, что на днях попытался провести свою поселковую сессию под крылом областного совета аж в Одессе. Правда, пока безрезультатно. К тому же, на общественных слушаниях 29 августа прошлого года, в присутствии депутатов областного совета, Затока приняла решение «Об обособленности жизни поселка и нежелании присоединяться к любому из предложенных населенных пунктов».

Возмутились районные власти, почивавшие на прошлогодних лаврах и вдруг начавшие активную информационную деятельность на страницах Фейсбука, призывая сельские громады объединяться самостоятельно и не идти на поводу у городских властей.

Сергей Чернокульский, Шабский сельский голова

Возмутились и зашевелились сельские головы и советы, не желающие стать депрессивным придатком к городу, проводя сельские сходы и доказывая сельчанам преимущества объединения с такими же «братскими» сельскими громадами. Первыми решили объединиться громады Шабского, Бритовского и Салганского сельских советов. И даже успели провести 17 февраля общий сход, достичь компромисса и создать рабочие группы.

Одним словом - процесс пошел.

Да, нарушая главный принцип реформы — добровольность, А. Гинак упорно попыталась присоединить к городу 21 населенный пункт, среди которых и поселок Затока. При этом, особо не вдаваясь в подробности последствий такого решения.

К сожалению, ни сама мэр, ни ее подчиненные ни разу вразумительно не представили горожанам хотя бы элементарные расчеты такого судьбоносного решения. Сможет ли город, сам страдающий от нехватки бюджетных средств, «переварить» села и поселки с их проблемами в жилищно-коммунальной инфраструктуре, в содержании школ, детских садов, медучреждений, дорог. Не превратится ли Белгород-Днестровский после такого «слияния» сам в депрессивное бесформенное образование с населением в 80 тысяч жителей?

Попробуем заглянуть в недалекое будущее города, опираясь на открытые данные, факты и цифры.

Управление громадой.

Начнем с самого главного, по нашему мнению, с процесса управления объединенной громадой.

Сегодня городом Белгородом-Днестровским управляет его орган местного самоуправления, включающий в себя мэра, совет из 34 депутатов, исполнительный комитет из 14 членов, и чиновников исполкома в количестве около 160 человек. И депутаты, и члены исполкома решения принимают путем голосования. Даже в настоящее ("необъединенное") время – это весьма сложный и мучительный процесс, временами тормозящий принятие важных для города решений. Что получим при объединении?

В соответствии с Законом Украины «О добровольном объединении громад», каждый населенный пункт, который добровольно присоединился к громаде, имеет право на свое представительство в органе местного самоуправления, то есть, иметь своих депутатов и членов исполнительного комитета. В каждом селе, после объединения, избирается староста, который автоматически (в соответствии с законом) становится членом исполкома объединенной громады. Таким образом, в случае объединении на условиях А. Гинак, в состав исполкома срезу войдет 21 староста, не считая представителей города, мэра, его заместителей и пр. Более того, и сам депутатский корпус объединенной громады значительно прирастет депутатами от сел.

Можно себе представить сессию или заседание такого исполкома. Вполне естественно, что каждый староста села и депутат будут доказывать необходимость выделения бюджетных средств на нужды своего села. Что в таком случае достанется городу, если даже сегодня для А. Гинак является огромной проблемой преодолеть сопротивление 34 «своих» депутатов и 14-ти членов «своего» исполкома.

Бюджет объединенной громады.

Главное условие при создании объединенной громады - это ее самодостаточность. Государство согласно поделиться налогами и сборами с новой громадой, но только в том случае, если объединенная громада обеспечит своим бюджетом нормальное существование и, самое главное, развитие громады в области экономики, в образовании, культуре, спорте, ЖКХ, транспорте – во всем, одними словом. В противном случае, громаду будут ждать огромные проблемы, связанные с поиском средств, сокращением социальных объектов, с процессом банкротства наконец.

Да, объединенный бюджет, в связи с увеличением базы налогообложения, по доходам будет намного больше нынешних городского и сельских отдельно взятых. Однако надо понимать, что и расходы увеличатся в разы. При этом в единую сеть будут объединены водопроводы, канализация, теплоснабжение (где оно конечно есть), а также школы, детские сады, дома культуры, библиотеки, медучреждения, спортивные залы и стадионы, транспорт, благоустройство, еще огромная масса объектов, требующих выделения бюджетных средств на содержание. И опять же, в какой пропорции делить общий бюджет на 22 населенных пункта, из которых 1 город областного подчинения, 1 поселок городского типа и 20 сел. Можно ли это себе представить?

Земля.

В случае объединения вокруг города земель 20-ти сел, громада прирастет несколькими тысячами гектар земли. Однако, земля в черте города и земля в пределах сельских советов - это два разных случая. В селах находятся земли сельхозназначения, с очень жестким государственным регулированием ее использования. Более того, практически все земли в сельских советах уже давно «распаеваны» и имеют своих владельцев. На этих землях работают сельхозпроизводители. Да, есть процент земель так называемого резерва, но эти земли - собственность государства. Налоги с сельских земель – это солидный довесок к бюджету объединенной громады, однако процесс управления землями сельхозназначения – весьма сложный и специфический, требующий и знаний, и специалистов, которых в городе просто нет. А нынешнее Управление экономического развития городского совета не в состоянии разобраться с экономикой города Белгорода-Днестровского, что уж говорить об управлении всем агропромышленным комплексом, расположенном на землях сельских советов.

Дороги.

Здесь все просто - все дороги, кроме тех, что имеют статус государственных и областных, поступают на баланс объединенной громады. То есть, к 190 километрам городских дорог, улиц, пререулков, находящихся сегодня, скажем прямо, не в лучшем состоянии, добавятся в таком же состоянии сельские дороги. В этом году Белгород-Днестровский городской совет на ремонт городских дорог пытается выделить 50% от всего бюджета развития. То есть, из 52 млн. грн. бюджета развития (при этом эти цифры только на бумаге и не подтверждены реальными наличными) 23 млн. грн. может пойти на капитальный ремонт дорог. Но эта баснословная сумма не покрывает и 5% от общей потребности. О каких суммах пойдет речь, если говорить о ремонте дорог между селами? Говорить же о тротуарах, о благоустройстве парков и скверов вообще преждевременно.

Социальная инфраструктура.

В Белгороде-Днестровском работает около 1000 человек в здравоохранении, столько же в образовании, культуре и других бюджетных сферах. Сегодня не решен до конца вопрос с городскими объектами профтехобразования. Содержание больниц, школ, детских садов, библиотек, центров культуры и досуга, спортивных объектов, музыкальных и художественных школ с этого года уже возложено на местное самоуправление. И это легло тяжелейшим бременем на городской бюджет. Что будет с сельскими социальными учреждениями в случае объединения по тому плану, который задумала А. Гинак, даже предположить страшно.

Говорить же об уровне оказания так называемых публичных услуг вообще не приходится. Все население объеденной громады, которому необходимы те или иные бумаги от властей, поедут в один центр. Кто-то в окружении А. Гинак себе это столпотворение представил? Скорее всего, нет.

Василий Древаль, Салганский сельский голова

В завершение, из всего вышесказанного радует только одно: мудрые сельские головы решили не идти на поводу у полупрофессионалов из Белгород-Днестровского городского совета и взяли в собственные руки процесс формирования будущего своих громад.

Михаил Мерешко, Бритовский сельский голова

Скажем прямо, популистские деяния главы Белгорода-Днестровского уже привели к тому, что начавшийся процесс формирования объединенной громады в составе: Шабо, Бритовка, Салганы, практически отрезал город от морского «курортного» побережья. А количество населенных пунктов, желающих присоединиться к городу Белгороду-Днестровскому, уменьшается с каждым днем.

Что же касается «амбициозной» Затоки, то, на наш взгляд, ее ждет прекрасное и светлое будущее, поскольку она, так или иначе, попадает (вместе с Сергеевкой конечно) в область государственных интересов со всеми вытекающими последствиями. Понравится ли это Затоке? Наверное, нет, но это уже никому не интересно. Процесс превращения Затоки в нормальный курорт будет весьма болезненным и неприятным для многих представителей современной затокской «элиты».

Степан Каминский




Ссылки по теме:
А до моря четыре шага…
12-12-2019 13:59
Просмотров: 1439
27-11-2019 14:10
Просмотров: 1303