Обзоры
Статьи
Видео
Фото
Проекты
Опубликовано: 09-03-2017 18:53 / Категория: Статьи / Просмотров: 670

В погоне за селом

Делегация Белгород-Днестровского горсовета получила наглядный управленческий урок от Балтской объединенной громады.

В начале марта делегация Белгород-Днестровского городского совета в составе городского головы Аллы Гинак, секретаря совета Ольги Ципуленко и начальника отдела информационной деятельности и коммуникаций с общественностью Юлии Федоровой побывала в Балте, где изучала опыт работы Балтской объединенной громады, созданной в 2016 году.

Как сообщает официальный сайт Балтского городского совета с аккерманской делегацией делились опытом сам глава Балты Сергей Мазур, секретарь совета Татьяна Матлашевская, заместитель головы по вопросам ЖКХ Федор Молодец, начальник финуправления Олеся Паламарчук, начальник отдела образования Петр Кулик, начальник отдела развития культуры и туризма Светлана Томина, главный врач Центра первичной медико-санитарной помощи (надо полагать бывшая ЦРБ) Роман Колонтай, старосты сел, другие специалисты отделов и управлений.

Мы намеренно перечислили всех должностных лиц, которые передавали опыт нашей делегации, чтобы было понятно, насколько ответственно подошли к этому вопросу представители Балты и насколько попустительски наши руководители, которые не удосужились взять с собой начальников профильных отделов и управлений. А вопрос очень серьезный.

Надо заметить, что сегодня Балтская объединенная громада - это 16 сельских советов плюс городской совет Балты. В состав новой громады вошла территория (1317 кв. км) практически всего Балтского района с населением (по данным переписи 2001 года) в 48 тысяч человек, из них около 20 тысяч проживает в городе Балта.

Для сравнения, только в Белгород-Днестровском районе численность населения составляет 62 тысячи человек, территория 1853 кв. км., к этому надо добавить 57 тысяч проживающих в городе Белгороде-Днестровском и его площадь в 31 кв км. Итого, в Белгород-Днестровском районе и городе проживает около 120 тысяч человек, против 48-ми в Балтском.

Представители Балты, в частности, отметили свои позитивы в децентрализации. Во-первых, реформа в Балте позволила существенно нарастить доходы объединенного бюджета. Во-вторых, позволила изменить подходы в распределении расходов с привлечением не только депутатского корпуса, но и органов самоорганизации населения, которые в Балте рассматриваются как альтернатива депутатам сельсоветов. В-третьих, проще и эффективнее стал процесс управления коммунальными учреждениями, особенно в образовании и культуре.

Учитывая тот факт, что Балта была первопроходцем в процессе децентрализации, им приходилось идти методом проб и ошибок, принимать собственные нормативные акты, позволявшие хотя бы временно утрясать вопросы в работе старост, приходилось довольно часто советоваться с Правительством. Но процесс неуклонно шел вперед.

К примеру, сегодня в Балте коммунальные учреждения в образовании и здравоохранении получили больше самостоятельности и стали более качественно предоставлять свои услуги. Однако, в Белгороде-Днестровском расположены как минимум два равнозначных медучреждения, которым еще предстоит пройти процесс реформирования, а так же разветвленная сеть общего образования, детских дошкольных, внешкольных учреждений, сеть учреждений культуры, уже создающих сильную нагрузку на бюджет, и проблемы для городской власти.

О финансовой составляющей объединения аккерманской делегации рассказала начальник Балтского финансового управления Олеся Паламарчук: «Объединяться можно, но для начала необходимо посчитать доходы местных бюджетов каждого населенного пункта, посмотреть финансовый потенциал будущей громады. К примеру, собственные доходы 16-ти сельсоветов до объединения составляли 17 млн. грн., когда объединились, мы предусматривали рост до 38 млн. грн., но завершили 2016 год с 70-ю миллионами собственных доходов. Обсуждение бюджета в громаде проходит прозрачно и открыто. И хотя бюджет общий, мы дополнительно считаем доход (в разрезе налогов) каждой территории, каждого села, которые объединились, чтобы показать, кто платит налоги, и какие есть резервы».

Представить сегодня, что в Белгород-Днестровском горсовете пройдет прозрачное обсуждение формирования и расходования бюджета просто не реально. О распределении городских 52-х миллиона гривен из бюджета развития на текущий год горожане узнали уже на самой сессии 23 февраля. Уточнить же, как распределялся бюджет развития с учетом интересов городских микрорайонов, вообще не возможно. Все за семью печатями, все кулуарно. Можно лишь догадываться, как будет «освоен» городской бюджет.

Да, старосты сел Балтской объединенной громады однозначно заявили о позитивных тенденциях после объединения: средств на развития сел стало поступать больше. И это неоспоримо, ведь сельского населения в Балтской громаде больше половины. Законодательство же определяет, что субвенции от государства объединенной территориальной громаде поступают напрямую, но пропорционально территории и количеству сельского населения.

Поэтому, наверное, Белгород-Днестровский городской совет, который весь 2016-й год благополучно «проспал» и не занимался целеустремленно вопросами объединения, вдруг, с началом 2017 года стал активным поборником создания объединения громады в рамках чуть ли не всего Белгород-Днестровского района.

Ничего плохого и предосудительного в этом желании нет. Вопрос только в профессиональном подходе к решению проблемы, в анализе ситуации и расчетах. Ошибки, допущенные в этом процессе, будут дорого стоить и городу, и селам, которые к нему присоединятся. Тем более, что законодательство сегодня предполагает, что города областного значения могут и без сел получить статус самодостаточной громады.

Для примера.

По итогам 2016 года, в результате финансовой децентрализации, Белгород-Днестровский получил доходов в общий фонд бюджета 323 миллиона гривен, а с учетом трансфертов из других бюджетов 337 миллионов, что на 45 миллионов больше по сравнению с 2015 годом. Еще 14 миллионов поступило в спецфонд бюджета, откуда формируется бюджета развития. В прошлом году город потратил из бюджета развития на капитальные ремонты городских объектов 40 миллионов 114 тысяч гривен. Балта о таких суммах может только мечтать. А у нас уже есть. И в перспективе, уже в этом году, с учетом новых ставок местных налогов, будет еще больше.

Объединяться, наверное, нужно, но горожане до сих пор не видели от городских властей четких расчетов по бюджетам в разрезе каждого села и в разрезе новой объединенной громады. Нет, к сожалению, расчетов по системам водоснабжения, водоотведения, транспорта, теплоснабжения. Не понятен вопрос реформирования образования, здравоохранения, культуры, соцобеспечения, спорта.

Можно ли присоединять села, когда в городе половина домовладений до сих пор пользуется выгребными ямами, а на ремонт аварийного коллектора по улице Кишиневской, по грубым подсчетам, необходимо не менее 50 млн. грн. В городе не завершена газификация, у городского совета нет четкого понимания о дальнейшей судьбе городского стадиона, требующего солидных вложений. Центр культуры и досуга стоит без ремонта с 2013 года, и в этом году – денег не выделено. Система водоснабжения дает сбой, чуть ли не каждый день, и так же требует десятков миллионов для своей реконструкции.

У представителей Белгород-Днестровского городского совета ответов на эти вопросы сегодня нет. А вот у Балтской объединенной громады ответы есть. Они все продумали, все просчитали и сегодня уверены в своем будущем.

А у Аккермана есть как минимум два пути: стремиться остаться уникальным неповторимым историческим, но все-таки городом, или сравняться и раствориться на фоне самобытных и прекрасных самих по себе сел. Нам выбирать.

Степан Каминский

29-06-2017 15:47
Просмотров: 2383
10-06-2017 13:44
Просмотров: 2202
08-06-2017 19:42
Просмотров: 2559