Обзоры
Статьи
Видео
Фото
Проекты
Опубликовано: 17-07-2017 16:59 / Категория: Статьи / Просмотров: 794

ЛЬГОТНАЯ ПРОБКА

Третью неделю в Белгороде-Днестровском не утихают споры и эмоции по поводу режима перевозки льготников. Вместо поиска приемлемого решения городские власти ведут «бои местного значения» с предприятием-перевозчиком, перекладывая груз своих недоработок на плечи пенсионеров и водителей местных автобусов.

Поводом для обострения стало введение крупнейшим местным перевозчиком АТП-15107 автобусов в режиме «маршрутного такси» и «льготных». В первых бесплатный проезд льготников ограничен, а вторых - попросту мало. Перевозчик объяснил такую меру необходимостью уменьшить убытки, которые данное предприятие несет на городских маршрутах. Местные власти выступили против. Взаимных обвинений уже озвучено немало. Причем, стороны конфликта ссылаются на одни и те же законы. Так кто же прав?

Для целого ряда граждан право бесплатного проезда в местном общественном транспорте закреплено законом. Оно - не оспаривается. И городские власти, и перевозчики обязаны обеспечить данные гарантии. Закон закрепляет и право перевозчика получать из бюджета компенсацию за перевозку пассажиров льготных категорий. И это также не повод для особых дискуссий.

Кто «закажет» льготника?

С прошлого года вступили в силу изменения законодательства, кардинально поменявшие правила предоставления льгот на автобусный проезд. В частности, согласно Закону Украины №3628, которым введен ряд норм для усовершенствования отдельных положений в социальной политике, обеспечение бесплатного проезда в общественном транспорте для льготных категорий граждан теперь зависит исключительно от решений органов местного самоуправления. В нашем случае, от Белгород-Днестровского горсовета.

При этом, в перечень граждан, имеющих право на льготный проезд в городском транспорте, могут быть добавлены и другие их категории, но опять же - все зависит от решений депутатов местного уровня и того, какие суммы на льготную перевозку выделят соответствующие бюджеты. Не Государственный, как раньше, а городской или районный. То есть, перевозчик обязан льготников перевозить, а горсовет - эту работу оплатить.

По результатам прошлогоднего конкурса право обслуживать пассажиров в Белгороде-Днестровском получили два предприятия: частное АТП-15107 - на маршрутах №№1, 2, 5, 7 и 8; коммунальное «Автотранссервис» - на маршрутах №3 и №4. Исполком подписал с ними договор, который определяет условия работы данных перевозчиков до 2019 года.

В рамках децентрализации бюджетного процесса в Украине государство передало местным бюджетам и часть доходов, и дополнительные обязанности. С прошлого года компенсация предприятиям-перевозчикам за перевозку пассажиров льготных категорий должна оплачиваться из бюджета Белгорода-Днестровского. То есть, и в 2016-м, и в 2017-м данный горсовет обязан (!) был предусмотреть необходимые средства на такие цели.

Этого требует ст. 37 Закона Украины «Об автомобильном транспорте»: «Льготные перевозки пассажиров, которые в соответствии с законодательством пользуются такими правами, обеспечивают автомобильные перевозчики, которые производят перевозку пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования. Автомобильному перевозчику… запрещается отказываться от льготной перевозки, кроме случаев, предусмотренных законом. Безосновательный отказ от льготной перевозки влечет за собой ответственность согласно закону. Виды и объемы льготных перевозок устанавливаются заказом, в котором определяется порядок компенсации автомобильным перевозчикам… убытков от этих перевозок».

По указанной этим законом схеме поступили Одесский областной, а также Белгород-Днестровский районный советы, а также практически все города нашего региона, включая саму Одессу. Соответствующие расходы в своем бюджете не предусмотрел только город Белгород-Днестровский. Договор-заказ на текущий год также не заключен.

Заставить возить всех…

Ситуацию могли исправить? Могли, но не успели или не захотели. Позади уже первое полугодие, а денег в городском бюджете для обеспечения бесплатной перевозки пассажиров-льготников так и не появилось. Договоры-заказы на перевозку льготников с обоими городскими перевозчиками - АТП-15107 и КП «Автотранссервис» - даже не начали составлять. И сегодня вместо того, чтобы общими усилиями мэрии и перевозчиков прийти к законному решению во благо горожан, развернута взаимная информационная война. Продолжается бесцельное «фехтование» упреками и угрозами.

Так, заместитель мэра Альберт Алтухов на своем брифинге для местной прессы заявил, что поскольку сегодня есть основной договор на обслуживание автобусных маршрутов общего пользования, подписанный в 2016 году после проведения конкурса, АТП-15107 не имело права вводить «маршрутные такси».

«В данном договоре указано, что услуги по перевозке пассажиров автобусным транспортом, согласно ст. 11 Закона Украины «Об автомобильном транспорте», являются социально значимыми, и городские перевозчики обязаны без условий возить граждан с правом льготного проезда. Имеется Положение от 22 апреля 2010 года, определяющее порядок компенсации затрат на льготную перевозку. В нем говорится, что 25-го числа каждого месяца перевозчик подает отчет исполкому о том, сколько рейсов, на каких маршрутах, сколько пассажиров он перевез и какие затраты понес. Т.е., сегодня, чтобы предприятию что-то оплатить за что-то, нужно понимать калькуляцию расходов. Есть специальная форма отчета - и она также приложена к договору, которая должна согласовываться исполкомом», - отметил А. Алтухов.

«С начала года ни одного такого отчета от АТП-15107 в исполком получено и согласовано не было. Чтобы иметь предметный разговор с этим предприятием даже по погашению каких-то затрат, которое оно якобы понесло, нужно иметь эти цифры. А цифр нету. Поэтому, сегодня из-за самовольных действий АТП-15107 мы в лице исполкома не можем предоставить качественную услугу по перевозке наших граждан города», - заявил заместитель мэра.

Вот таким образом он попытался переложить на самого перевозчика вину за отсутствие предусмотренной законом компенсации. Вице-мэр публично призвал горожан не соблюдать режим «маршрутного такси», оформлять жалобы на водителей, вызывать полицию, когда те требуют деньги за проезд. Весьма показательная мера от первого лица власти Белгорода-Днестровского, пока мэр находилась на больничном, а секретарь совета еще не избран.

Альберт Алтухов и второй участник брифинга Сергей Крупп (депутат горсовета и руководитель КП «Автотранссервис» - второго предприятия-перевозчика на маршрутах Белгорода-Днестровского) заявили, что путем жалоб в правоохранительные органы и областную транспортную инспекцию АТП-15107 принудят отменить режим «маршрутного такси».

«Городская власть не потерпит подталкивания к повышению цены за проезд. Крохоборы должны помнить, что трех запротоколированных нарушений договора достаточно для его прекращения. Мы не хотим, чтобы это произошло, поскольку АТП-15107 - действительно важный перевозчик. Но льготников снова должны возить все их городские автобусы», - отметили заместитель мэра и глава коммунального предприятия-перевозчика.

Перевозчик не смолчал

Руководство АТП-15107, в свою очередь, провело ответную пресс-конференцию, в ходе которой отвергла обвинения со стороны городского руководства.

«Весь 2015-й мы всех возили по городу без какой-либо компенсации. В конце прошлого года по инициативе группы депутатов горсовета предприятие получило-таки 500 тыс. грн. компенсации из местного бюджета, в расчетах 2015-го. Ну а в этом году депутаты, возможно, решили, что они, наверное, не должны всё время работать вместо мэра, вместо исполнительной власти. Городской же голова Алла Гинак данную тему полностью игнорирует с первого дня своей работы, поэтому денег в городском бюджете на компенсацию льгот так и не заложено», - констатировал представитель АТП-15107 Иван Бочковар.

«К примеру, Одесский облсовет в областном бюджете-2017 предусмотрел 6 млн. грн. для компенсаций перевозок льготных категорий пассажиров на областных маршрутах. Аналогичное решение принял Белгород-Днестровский райсовет - конкретные функции им возложены на управление социальной защиты населения, которое определяет объемы финансирования перевозчика. Плюс там еще талоны на бесплатный проезд, которые выдаются сельсоветами. Районом и областью с нами заключены соответствующие договоры-заказы (АТП-15107 обслуживает маршруты в городе и районе, до Одессы и по области, - авт.). В них четко указано, кого и сколько перевозить; кто и как будет платить, а также сроки и формы отчетности за перевозки льготников. Мы их выполняем, своевременно отчитываемся и, в итоге, получаем компенсацию», - подчеркнул И. Бочковар.

«А как «работает» в этой сфере власть Белгорода-Днестровского, мы все прекрасно видим. Городское управление социальной защиты населения, как распорядитель бюджетных средств на компенсацию перевозки льготного контингента пассажиров, должно было заключить с нами соответствующий договор-заказ. Но не может, даже если бы оно решилось это сделать. Почему? Потому что в бюджете Белгорода-Днестровского на этот год вообще не заложено ни копейки денег на компенсацию перевозки пенсионеров и других льготных категорий. Ведь договор-заказ с распорядителем данных бюджетных средств нами должен заключаться только после (!) определения и утверждения в бюджете суммы компенсации. Но ничего из этого городской властью не предусмотрено и не сделано. Выдавать же за заказ на перевозку городских льготников послеконкурсный договор на обслуживание автобусных маршрутов - это некомпетентность либо манипуляция», - отметил представитель АТП-15107.

Он отверг обвинения со стороны А. Алтухова и С. Круппа в том, что данное предприятие пытается подтолкнуть повышение цены за автобусный проезд по городу, которая сегодня составляет 3 гривны: «Этот тариф в Белгороде-Днестровском - регулируемый. Т.е., он может быть и 10 копеек, если перевозчику компенсируют разницу. Повышение тарифа вообще не наша парафия, любое его изменение - это прерогатива местной власти. Т.е., у АТП-15107 нет права даже предлагать подобное».

Иван Бочковар заявил, что предприятие не отменит режим «маршрутных такси» и «льготных» автобусов: «Мы уже не можем весь год возить всех бесплатно. От льготных перевозок мы полностью не отказались. Да, пришлось изменить режимы, и таковы, к сожалению, нынешние экономические реалии. Но согласно действующему решению исполкома горсовета, принятому в 2015 году, использование режимов «маршрутного такси» и «льготных» автобусов в Белгороде-Днестровском разрешено. Стимулировать же жалобы и протоколы против нас - это не путь адекватной городской власти».

Есть ли выход?

На минувшей неделе конфликт между мэрией и перевозчиком обсудили некоторые постоянные депутатские комиссии горсовета. На их заседаниях попытались заслушать обе стороны противостояния, заложником которого стали льготники Белгорода-Днестровского. И АТП-15107, и мэрия своих позиций не изменили. Перевозчик сохраняет режим «маршрутного» такси, исполком собирает жалобы граждан на АТП. Депутаты же взяли паузу для более тщательного изучения сути проблемы.

Смогут ли они собрать необходимое число голосов, чтобы убедить мэра Аллу Гинак уже на ближайшей сессии рассмотреть вопрос о выделении городским бюджетом суммы для компенсации бесплатного проезда льготных категорий пассажиров? Ведь как показал год, прошедший после передачи выплаты компенсаций за перевозку льготников в местные советы, большинство органов местного самоуправления по Украине вполне справились с новой для них задачей. Конструктивный диалог с автопредприятиями налажен, бюджетные средства предусмотрены и выделяются, право граждан на льготный проезд в городском транспорте там обеспечено.

Чтобы запустить подобную и, главное, законную схему в Белгороде-Днестровском, следует оперативно предусмотреть необходимые средства в местном бюджете и утвердить Порядок компенсации за льготный проезд на городских маршрутах на 2017 год. Подобную компенсацию можно заложить в рамках корректировки местного бюджета по итогам первого полугодия.

Подготовить же подобные расчеты и документы вполне реально за несколько дней. Тем более, что в городской казне средства есть - доходная часть бюджета Белгорода-Днестровского второй год перевыполняется. Было бы только желание местной власти идти навстречу реальным нуждам горожан. Однако сегодня включение этого важного пункта даже в предварительную повестку дня предстоящей сессии остается под большим вопросом.

Ефрем СМУГИЛЕВ

29-06-2017 15:47
Просмотров: 2382
10-06-2017 13:44
Просмотров: 2198
08-06-2017 19:42
Просмотров: 2558