Обзоры
Статьи
Видео
Фото
Проекты
Опубликовано: 06-09-2017 16:24 / Категория: Статьи / Просмотров: 918

Земля Аккермана - продать нельзя инвестировать…

Белгород-Днестровский городской совет для пополнения недостающих средств в бюджете развития выставляет на аукцион 10 земельных участков.

Как уже было не раз сказано, при утверждении городского бюджета на 2017 год, для нормального финансирования работ на городских объектах, в бюджете развития недоставало около 14 миллионов. Тем не менее, депутаты утвердили перечень объектов с дефицитом в 14 миллионов, понадеявшись на заверения руководства города в том, что в этом году удастся продать городскую землю на эту сумму.

Где брать миллионы?

Однако, по состоянию на начало сентября аукционы не проведены, а средства в бюджет развития не поступили. Над некоторыми городскими объектами нависла угроза либо недофинансирования, либо полного нефинансирования в этом году. Можно, конечно, сказать: что, мол, ничего страшного, перенесем на следующий год. Однако в следующем году на территории Белгорода-Днестровского будет и без того предостаточно мест для приложения бюджетных средств.

Оказалось - исполком, мягко выражаясь, не готов к работе в условиях проведения открытых земельных торгов и разработки приоритетных направлений и проектов.

Лишь 8 июня горсовет решением №357-VII утвердил предварительный список из десяти земельных участков, которые планируется выставить на торги отдельными лотами. А в июле в это решение внесены изменения, которыми, среди прочего, исполнителем работ по подготовке лотов к продаже и проведения земельных торгов определено Государственное предприятие «Одесский научно-исследовательский и проектный институт землеустроительства». Кроме того, по пяти из десяти участков еще только предстоит оформить право собственности территориальной громады города Белгорода-Днестровского.

Все отобранные для распродажи земельные участки условно можно разделить на три группы.

Первая – это участки для строительства производственных и складских помещений:

Участок №1 ул. Гагарина,25-а - 0,4240 га.

Участок №5 ул. Маяковского,40-и - 4,0 га.

Вторая - под строительство объектов коммерческого назначения:

Участок №2 ул. Независимости,47-г - 0,0100 га.

Участок №3 ул. Маршала Бирюзова - 0,0125 га.

Участок №4 ул. Победы,2-е - 0,2100 га.

Участок №6 ул. Московская,9 - 0,0450 га.

Третья для строительства и обслуживания многоквартирного дома:

Участок №7 ул. Южная,2 - площадь не указана.

Участок №8 ул. Южная,6 - площадь не указана.

Участок №9 ул. Солнечная,8 - площадь не указана.

Участок №10 ул. Еврейская,1 - 0,1500 га.

Общая площадь всех участков, выставляемых на аукцион, не менее 5 га. Подсчитать примерную номинальную сумму, которую возможно получить от продажи данных городских участков, оказалось совсем не трудно.

Дело в том, что среди проектов решений городского совета, которые будут рассматриваться на ближайшей сессии, есть документ об утверждении экспертной денежной оценки земельного участка несельскохозяйственного назначения, расположенного по улице Греческой,3 для обслуживания производственных строений ООО «Белста». Площадь этого участка, согласно документу - 1,0173 га, а экспертная цена составляет 1 млн. 319 тысяч 032 гривны, или 129 гривен 66 копеек за 1 квадратный метр.

Исходя из этого, легко можно подсчитать, что примерная номинальная стоимость участков, которые будут выставлены на торги, может составить около 6 млн. 483 тысяч, тогда как для дофинансирования работ по бюджету развития необходимо, как минимум, 14 миллионов.

Заметим, что общая площадь городской земли в Белгороде-Днестровском составляет всего 3100 га. Это очень мало. У некоторых фермерских хозяйств Белгород-Днестровского района площадь земельных угодий в обслуживании в разы больше. Кроме того, подавляющая часть земли в Аккермане уже находится в частной, государственной (порт, министерство обороны) или коммунальной собственности. Так называемых «свободных» земель в собственности территориальной громады осталось не так уж много. Но резервы, тем не менее, есть. Среди них и земли под убыточными неперспективными предприятиями, оставшимися в наследство городу после распада СССР, и не используемые земли военного ведомства, и разного рода пустыри и пр.

Продавать - не продавать.

С одной стороны, продав участки с аукциона можно единовременно получить дополнение к городскому бюджету. С другой же, продав их, город: а) лишается их навсегда; б) теряет возможность контролировать порядок их освоения; в) теряет последний резерв собственного развития.

Напомним, что в результате добровольного объединения громад все приграничные села Белгорода-Днестровского «сбежали» от города, и оставив его в границах 2002 года без перспектив территориального прироста.

Выход в данной ситуации только один – рачительное и эффективное использование тех земельных ресурсов, которые еще пока есть в наличии.

К примеру, некоторые города Украины вместо бездумной продажи участков давно перешли на конкурсы инвестиционных проектов.

Если раньше новый владелец покупал участок, менял с согласия властей целевое назначение и производил на ней все, что хотел, то сейчас «самоволка» закончилась. Если раньше горсоветы не могли влиять на таких «распоясавшихся» собственников, то через инвестиционные соглашения они могут контролировать каждый шаг инвестора. К тому же земля остается в собственности громады города.

Суть инвестиционных проектов.

Здесь есть несколько простых вещей. Первое - земля не продается. Она остается в собственности громады. Ее никто не может выкупить.

Второе - вместо одноразовой выручки новый пользователь платит в городскую казну средства за аренду. Также он обязан провести благоустройство окружающей территории для нужд города. Третье - инвестор не может делать на арендованной земле все, что хочет, потому что тогда городские власти попросту выгонят его за нарушение условий договора.

То есть, городской совет под конкретный земельный участок разрабатывает полноценный проект (к примеру, строительство гостиницы), после чего проводит конкурс инвесторов под строительство этого объекта, с последующим решением имущественно-правовых вопросов и передачей вновь созданного объекта или его частей в собственность (пользование) в соответствии с условиями конкурса.

Помимо гостиниц, это может быть комплексная застройка жилой, общественной, производственной территории, территории охраны культурного и природного наследия, решение проблем с объектами незавершенного строительства, сооружение коммуникаций инженерной и транспортной инфраструктуры и т.д.

И вот здесь возникает еще один аспект. Подобный подход к использованию земельных ресурсов работает только в тех городах, где точно знают, что на свободных землях нужно строить. Что нужно в первую очередь громаде в конкретном районе, какие необходимы предприятия, как развивать инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру.

Ведь если завтра, к примеру, в городе объявится инвестор, который готов будет построить какой-нибудь «Химнефтьгазкомбинат» на 1000 рабочих мест с инвестицией в десятки миллионов, то, что с ним делать. Нужен ли такой инвестор городу?

А сколько городу необходимо гостиничных, хостельных, общепитовских комплексов? Сколько в ближайшее время необходимо построить многоквартирных домов? Предприятия каких отраслей необходимы городу и сколько логистических центров и транспортных подходов к ним в ближайшее время понадобится Аккерману? Как эффективно использовать объекты культурного наследия? Какие нужны будут объекты рекреационно-туристического направления?

Ответов на эти вопросы нет, но земля уже в продаже.

Степан Каминский

21-09-2017 11:30
Просмотров: 1740
16-07-2017 17:22
Просмотров: 2014
29-06-2017 15:47
Просмотров: 2469