Обзоры
Статьи
Видео
Фото
Проекты
Опубликовано: 14-09-2017 16:39 / Категория: Статьи / Просмотров: 797

ЦЕНА ЗАМЫСЛА

«Бюджет участия» как предтеча формирования бюджета развития Белгорода-Днестровского 2018 года.

7 сентября камнем преткновения для внеочередной сессии Белгород-Днестровского горсовета с повесткой дня всего из двух пунктов стал вопрос справедливости финансирования проектов-победителей «Бюджета участия», или как его еще называют «общественного бюджета».

Общественный бюджет - это демократическая процедура, позволяющая каждому сознательному члену громады решить, каким образом лучше истратить часть муниципальной казны. По стране бюджеты участия с 2015 года ввели советы Чернигова, Полтавы, Луцка и др. В Белгороде-Днестровском подобная схема внедрена впервые. На все ее проекты в местной казне предусмотрели полтора миллиона гривен - меньше, чем потратили на новый двухквартальный тротуар от Олимпийской (Комсомольской) до Центрального рынка.

Инициатором внедрения бюджета участия в Аккермане выступила депутат горсовета, уже бывший начальник отдела по вопросам информационной деятельности и коммуникаций с общественностью Юлия Федорова. Местный общественный бюджет - проект, опекаемый ею от начала до конца.

Изначально и руководство города, и весь депутатский корпус отнеслись к этой инициативе без особого энтузиазма. Более того, на сессиях в начале года, весьма непросто утверждавших положение о городском бюджете участия, неоднократно раздавались откровенные насмешки со стороны менее активных депутатов. Мол, кому он нужен?

Тем не менее, все изменила активность немалого числа горожан, которые с большой энергией принялись разрабатывать собственные проекты и агитировать за них. Она опровергла все опасения равнодушных и скептиков, заставила по-новому оценить общественную активность данной громады.

И ближе к финалу голосования за лучшие проекты-претенденты из трех десятков предложенных горожанами депкорпус вдруг осознал, что «Бюджет участия»:

а) это реальная возможность привлечь из местного бюджета дополнительные средства на свои избирательные округа;

б) возможность дополнительного пиара тому депутату, которого избиратели стали уже подзабывать.

Началась непривычная, но от того не менее интригующая, гонка. До 5 июля все желающие подали свои проекты по улучшению социальной составляющей, благоустройству и т.п. Перечень претендентов на бюджетное финансирование утвердила соответствующая муниципальная комиссия. Электронное голосование велось с 15 по 31 июля. Голоса учитывала специально разработанная компьютерная программа, уже показавшая свою эффективность во многих городах Украины.

Людские надежды

Всего за проекты «Бюджета участия» проголосовало более 3 тыс. 500 жителей Белгорода-Днестровского. На основании их предпочтений победителей утверждала все та же комиссия под председательством вице-мэра Альберта Алтухова - отбирались большие проекты с финансированием до 300 тыс. грн. каждый, и малые с лимитом по 60 тысяч.

В ходе заседания данного временного органа выяснилось, что компьютерная программа выявила приличное количество искусственно «накрученных» голосов. Фальшивые, в итоге, не засчитали, и окончательная картина приобрела совсем не тот вид, который высвечивался по завершении электронного голосования. С учетом этих поправок и были определены и утверждены проекты-победители.

Среди них три крупных:

Строительство детской площадки во дворе домов по ул. Измаильской,135-а, 135, 133. Автор - Богдан Коломиец.

Восстановление дворовых проездов к дому по ул. Южной,12-б, 12-г. Автор - Виталий Граждан.

Обустройство детского игрового комплекса по ул. Южной,5. Автор - Александр Чуханенко.

Десять малых:

Приобретение чаши бассейна и скульптуры для фонтана "ВОДОГРАЙ микрорайона "ТИРА" ул. Измаильской,125-а, 129, 131,131-а, 133. Автор - Сергей Манитенко.

Текущий ремонт объектов благоустройства «Чернобыльского Мемориала» по ул. Измаильской,133. Автор - Максим Кирсанов.

Приобретение, установка и обустройство детской игровой площадки для детей с особыми потребностями по ул. Первомайской у кинотеатра «Атмосфера». Автор - Любовь Поповкина.

Приобретение, установка и обустройство детского игрового комплекса «Три мушкетера» по ул. Победы,3-а, 3-б. Автор - Ольга Тараненко.

Приобретение, установка и обустройство спортивно-игровой площадки по ул. Приморской. Автор - Людмила Чуйко.

Приобретение, установка и обустройство детской площадки на территории ул. Южной,12, 12-а, 12-б, 12-г, 23. Автор - Виталий Граждан.

Капитальный ремонт системы отопления ОСМД «Счастливый дом» по ул. Победы,3-б. Автор - Денис Чекерис.

Текущий ремонт проезда между домами по ул. Солнечной,12 и 12-а. Автор - Любовь Мельник.

Капитальный ремонт - замена окон ул. Победы,28 (Повышение энергоэффективности дома за счет монтажа металлопластиковых окон в подъездах). Автор – Лариса Балабанова.

Приобретение, установка и обустройство детской площадки «Уютный двор моей мечты» по ул. Шабской,51-а, 51-б. Автор - Денис Киминчиджи.

Окончательно утвердить смету для их реализации должна была сессия 7 сентября.Однако формальной процедуры не получилось.

С трибуны депутат Александр Морозов обвинил в подтасовке результатов отбора и электронную систему голосования, и ее модератора Ю. Федорову. Заметим, что обвинил не главу комиссии, заместителя городского головы А. Алтухова, курирующего проект, и, в конце концов, отвечающего перед громадой за его реализацию, а начальника отдела.

Громко вторил А. Морозову его коллега депутат Олег Крамар, у проекта которого комиссия из 712 сняла около 170 голосов, поданных, по ее мнению, с нарушением положения о конкурсе.

В обвинительном раже оба депутата, к сожалению, подзабыли тот факт, что положение о внедрении Общественного бюджета Белгорода-Днестровского дружно утверждалось самими депутатами еще в начале года. Именно в этом документе прописаны правила голосования, участие в котором могут принимать только жители города, непосредственно формирующие своими налогами местную казну.

Слуги народа?

Уже не удивляет возмущение депутатов, чьи проекты проиграли инициативам и идеям горожан. Поражает другое: вместо того, чтобы четко отработать планы развития своих округов, они ввязались в состязание замыслов активных граждан, ранее лишенных возможности воплощать их в жизнь. В поражении же обвинили не собственную неспособность активно работать с членами территориальной громады, а компьютер и своего коллегу.

После эмоциональной дискуссии сессия, по компромиссной инициативе мэра, все же решила по три «больших» и «малых» проекта, не получивших по разным причинам необходимого количества голосов, включить в проект бюджета развития Белгорода-Днестровского - 2018.

Так чем же показательна депутатская дискуссия в городском совете по поводу «Бюджета участия»?

А показательна она тем, что имея во всем городском бюджете развития без малого 50 миллионов гривен и полномочия контроля их эффективного использования, депутаты увидели недостатки в распределении лишь полутора миллионов, выделенных по проекту «бюджета участия».

К сожалению, на минувшей сессии от депутатов так и не прозвучали вопросы о предварительных итогах реализации бюджета развития в этом году, о качестве выполняемых подрядчиками работ, о наполняемости бюджета развития, который финансисты горсовета регулярно «спасают», перебрасывая около 30 миллионов профицита, из общего фонда в спецфонд городского бюджета. А доходы самого бюджета развития уже давно не выполняются. По данным финансового управления горсовета, при планах на 2017 год получить в бюджет развития доходов более 15 миллионов, по итогам полугодия там удалось собрать не многим более 28 тысяч гривен (!).

И хотелось бы напомнить депутатам, что забирая таким образом излишки из общего фонда горбюджета (более 30 миллионов), в первую очередь, лишаются дополнительного финансирования образование, здравоохранение, культура, спорт, вся сфера социальной защиты горожан.

Остались так же вне внимания депутатов вопросы формирования приоритетных направлений, которые будут финансироваться из бюджета развития города в 2018 году.

Проект «Бюджета участия» Ю. Федоровой показал, что можно и нужно привлекать горожан к процессу разработки проектов, реализация которых финансируется из средств всего бюджета. Однако, как видно, к середине сентября приоритетных направлений на следующий год исполкомом еще и не озвучено, и не презентовано.

Скорее всего, как и в прошлые годы, бюджет на 2018 год будет сверстан без учета интересов горожан и без их участия.

До сих пор непонятно, кто готовит сегодня проекты обещанной реконструкции парков и скверов? Когда будет продолжена газификация города? Какие приоритеты ждут город в ремонте городских дорог, водопроводных и тепловых магистралей. Кто и как определяет приоритетные объекты благоустройства, транспортной и спортивной инфраструктуры, закупки новой техники для городского хозяйства, сохранения памятников культурного наследия и многое другое. Слов как всегда много, а проектов практически нет.

Ефрем Смугилев

21-09-2017 11:30
Просмотров: 1839
16-07-2017 17:22
Просмотров: 2060
29-06-2017 15:47
Просмотров: 2539