Обзоры
Статьи
Видео
Фото
Проекты
Опубликовано: 06-04-2018 16:09 / Категория: Статьи / Просмотров: 846

Туристический дефолт

Многие думают, что город, в котором расположена Аккерманская средневековая крепость и еще несколько десятков объектов культурного наследия помельче, на туризме зарабатывает миллионы. Возможно, так и должно быть, но реальность выглядит по-другому. Итоги двух последних лет показывают, что Белгород-Днестровские власти «успешно» проваливают работу в этой сфере городской экономики.

Цель любой из экономических отраслей – пополнять бюджет города. На самом деле, источников пополнения городской казны доходами от туризма не так много, а суммы, поступающие в течение года, смехотворны, да и меры, принимаемые мэрией для увеличения поступлений, не вызывают оптимизма.

Итак. Первый источник - туристический сбор, который по Бюджетному кодексу Украины относится к местным налогам, составляет 1% от стоимости проживания в гостинице, при этом в стоимость проживания не включаются затраты на питание, бытовые услуги, телефонные счета и пр. Годовая сумма от этого сбора по всему Белгороду-Днестровскому не превышает 15 тысяч гривен.

К примеру, ЧП «Фиеста» в прошлом году в казну заплатила чуть более 1000 гривен, а гостиница «Русь» – около 3 тысяч гривен. Кроме того, ряд физлиц-предпринимателей, содержащих гостиницы, гостевые дома и пр., в течение прошло года внесли в городской бюджет плату за туристический сбор от 100 до 3000 гривен. Все вместе набрали, в итоге, около 15 тысяч гривен (!).

Второе направление, которое приносит доход от туристической деятельности, – это работа городского коммунального предприятия, специализирующегося на оказании туристических услуг и получающего от этого доходы и прибыль. Таким предприятием в Белгороде-Днестровском является КП «Аккермантуринвест». Тут можно еще вспомнить КП «Фортеця», но поскольку это предприятие является областным и подчиняется непосредственно Одесскому областному совету, то и львиная доля доходов идет туда же.

Для справки.

КП «Аккермантуринвест» учреждено на коммунальной собственности и подчиняется Белгород-Днестровскому горсовету. Численность работников – 5 человек. За последние два с небольшим года в результате кадровой чехарды предприятие возглавляет уже третий начальник.

Директор в 2016 году - Сергей Радоуцкий.

Директор в 2017-м - Василий Пухкан.

Директор сегодня – Олег Мога (на фото справа).

В марте исполком заслушал отчет КП «Аккермантуринвест» по итогам работы в 2017 году, результатом которой стала прибыль в сумме 130,6 тысяч гривен, это меньше на 40 тысяч даже по сравнению с 2016 годом (171,1 тысяч).

Реклама - двигатель

По итогам прошлого года КП создало у крепости туристическо-информационный центр (ТИЦ) для реализации рекламной и сувенирной продукции, потратив на это 15 тысяч гривен из собственных средств.

При этом, ни руководство города, ни предприятия до конца так и не поняли цели и задачи работы ТИЦ. На самом деле ТИЦ - это сервисная служба, которая предоставляет информацию гостям города о местных туристических продуктах, достопримечательностях, исторических ценностях, мероприятиях, экскурсионных маршрутах, транспорте, шопинге, развлечениях и др. ТИЦы во всем мире принято обозначать латинской буквой «i» на зелёном фоне, и, как правило, их устанавливают на вокзалах, в исторических центрах, по маршруту движения туристов. Но не наоборот.

Один из ТИЦов Львова

Кроме того, в городах, в которых заботятся о собственном туризме, рекламные буклеты и проспекты стараются раздавать бесплатно, чтобы как можно больше охватить собственной информацией потенциальных туристов. В то же время КП «Аккермантуринвест» предпочел и без того смешной тираж (1000 экземпляров) путеводителя «Туристические маршруты Белгорода-Днестровского» продавать по 10 гривен за штуку, при том, что и самих маршрутов-то еще нет и в помине. А на продаже 2500 экземпляров буклета по «Античной Тире» заработали 3800 гривен.

«Индустрия развлечений»

В разделе отчета под громким названием «Развитие туристической инфраструктуры и развитие индустрии развлечений» указано, что этому предприятию в прошлом году удалось летом 2017 года провести совместно с КП «Фортеця» ряд фестивалей, среди которых «Путешествие в средневековье», «Пекельна кузня», «Июльфест». К сожалению, в отчете не указано, сколько на этих фестивалях удалось предприятию заработать, сколько удалось привлечь конкретно на эти фестивали дополнительно туристов, стали ли эти фестивали визитной карточкой города, узнали ли, кроме самих организаторов, об этих фестивалях за пределами города. Понимают ли в мэрии Аккермана, что так называемый «событийный туризм», включающий в себя фестивали, конкурсы, исторические реконструкции и пр., требует к себе очень пристального внимания, привлечение приличных партнеров, спонсоров и серьезной рекламной кампании на уровне национальных СМИ? Более того, городская фестивальная карта по состоянию на апрель так и не сформирована, как не была она сформирована и в предыдущие два года.

Кроме того, предприятие в прошлом году самовольно начало готовить на территории памятника национального значения «Античная Тира» маршруты для экскурсионной деятельности, разрабатывать паспорта маршрутов и тексты экскурсий. С этой целью территорию национального памятника расчистили от сухой травы и деревьев на 12,2 тысяч, протравили территорию раскопа гербицидами на 500 гривен, расчистили смотровую площадку от мусора, камней и грунтовых отвалов на 4,2 тысячи, изготовили и установили деревянные помосты и тропинки на 22 тысяч, приобрели и установили три прожектора для освещения раскопа на 2,4 тысячи. В планах, утвержденных исполкомом, КП в текущем году на экскурсиях по «Античной Тире» нужно заработать не менее 200 тысяч. Но для этого, как минимум, необходимо согласовать свою деятельность с Министерством культуры Украины, а после этого пройти процедуру регуляторного акта по утверждению тарифов на экскурсионные услуги по раскопу, а сезон уже не за горами.

На стояночном тормозе

Далее в отчете сказано, что летом 2017 года предприятие обслуживало зону парковки возле крепости по улице Ушакова. Установили там освещение, видеонаблюдение на сумму 10,4 тысячи. Доход же от парковки за период с 25 мая по 8 сентября составил всего 103,5 тысяч при плане в 129 тысяч. Пишут, что недобрали более 25 тысяч. Однако в отчете, к сожалению, нет подробных расчетов по парковке. При этом, огромное количество гостей города весь год парковали свои автомобили, как обычно, не на стоянке, а рядом - в переулках, во дворах и на свободных площадках вокруг крепости. Отметим лишь, что тариф на парковку в установленных местах города устанавливается решением исполкома (от 16 июня 2016 года №351) и в прошлом году составлял 5 гривен в час за одно место. КП «Аккермантуринвест» изымало деньги в течение 107 дней (с 25 мая по 8 сентября). Дальше считайте сами.

При этом надо помнить, что из заработанных на стоянке 103 тысяч, уплачен парковочный сбор, который, как и туристический сбор, отнесен к местным налогам и, в соответствии с Бюджетным кодексом, составляет 0,03% от минимальной зарплаты за 1 квадратный метр парковочной площади. По данным финуправления горсовета, КП «Аккермантуринвест» перечислил в бюджет города местного сбора за парковку всего около 47 тысяч, в то же время ГЦ «Благоустройство» дал в бюджет около 56 тысяч, КП «Ассорти» – около 250 тысяч, а «Автотранссервис» за парковки перечислил около 23 тысяч гривен. Итого городской бюджет пополнен за парковку в сумме - 400 тысяч за весь год.

Ярмарки и МАФы

Во многих городах Европы большой популярностью и у жителей, и у гостей большой популярностью пользуются так называемые ярмарки выходного дня. В каждом городе стараются им придать свой колорит, свою «изюминку». На эти ярмарки люди идут и за относительно дешевым товаром от производителей, и за хорошим настроением. У нас в Белгороде-Днестровским право на организацию ярмарок получили аж три коммунальных предприятия: «Аккермантуринвест», «Аккерманзеленбуд» и «Ассорти». Можно было бы еще для полноты картинки дать возможность торговать Водоканалу и Теплоэнерго. Однако сегодня городская ярмарка – это, скорее, обычная выездная торговля от непонятных производителей, а не ярмарка в традиционном ее значении. Тем не менее, за отчетный период КП «Аккермантуринвест» успело провести 11 ярмарок, и, как они отмечают, привлечь на них белее 800 предпринимателей и граждан. Результат от ярмарок составил 390 тысяч гривен за весь год. С одной стороны, неплохой результат, но нужно ли заниматься ярмарками предприятию, у которого главная цель все же развитие туризма?

Кроме того, в функции главного туристического предприятия города входят еще и услуги по аренде временных сооружений. Доход от этой услуги составил, как и в 2016 году, чуть более 300 тысяч, но опять же в ущерб главному виду деятельности.

Так что же туризм?

Так вот, доход от посреднической деятельности с туристическими операторами (то ради чего собственно и создавалось это КП) составил в прошлом году всего ничего - 23,1 тыс. грн. Да еще сувениров в 2017 году продали на 5,8 тысяч, хотя в 2016 году продажа сувенирной продукции принесла чуть больше - 8 тысяч.

Подытоживая, отметим, что прибыль, которую показало предприятие, составила по году всего лишь 130,6 тысяч гривен, при плане 185,8, а в сравнении с 2016 годом, недобор прибыли составил еще 40,5 тысяч.

Изучая отчет КП «Аккермантуринвест» за 2017 год, подумалось, может, что-то изменится в 2018-м году, может, есть в планах на этот год серьезные наработки и проекты? Может уже случится туристический прорыв? Но не тут-то было.

К сожалению, кроме попыток организовать экскурсии по охраняемым законом раскопкам «Античной Тиры», от которых планируется получить доход всего-то около 200 тысяч, других проектов нет.

На 2018 год КП «Аккермантуринвест», судя по документам, продолжит проводить ярмарки, от которых заработают 415 тысяч, от МАФов еще 380 тыс., от парковки - 120 тысяч, да сувениров продадут на 17 тысяч. От работы с туроператорами получится опять смехотворная сумма в 30 тысяч. В сумме доход КП составит около 1 миллиона 100 тысяч. Однако и расходы планируется увеличить до суммы больше миллиона гривен. Таким образом, по финансовому плану, утвержденному исполкомом, прибыль «Аккермантуринвеста» в этом году не превысит смешные 50-ти тысяч гривен.

Вот и вопрос – куда, и главное, для каких таких туристических целей уважающий себя туроператор привезет своего туриста в Белгород-Днестровский? Туристических маршрутов в городе нет, а если и есть, так не аккредитованные. А на неаккредитованные маршруты ни один профессионал-туроператор клиента не привезет. Помимо отсутствия маршрутов, остаются не решенными вопросы транспорта, проживания, питания, развлечений, фестивалей, благоустройства, охраны объектов культурного наследия и пр. Этими вопросами и проблемами и должен заниматься «Аккермантуринвест» вместе с командой мэра Аллы Гинак, а не ярмарками и установкой временных киосков, ибо туризм - это солидные средства в экономику и бюджет города, в развитие его инфраструктуры, в увеличение количества рабочих мест, в его будущее, наконец.

Лицо аккерманского туризма сегодня.

С сожалением приходится признать, что нет до сих пор в мэрии детального анализа туристического рынка Белгорода-Днестровского и его окрестностей, нет перспективных мер по увеличению туристического потока, нет шагов оптимизации работы с национальными турпредприятиями, нет расчетов по вместимости городских гостиниц, анализу их сервиса, возможностям городского общепита и транспорта, нет предложений по рекламе города на региональном и национальном уровнях. Ничего нет. А очередной – уже третий туристический сезон, на пороге и стучится в двери.

Степан Каминский

21 июня 17:40
Просмотров: 2383
24-04-2018 19:38
Просмотров: 2406
21-09-2017 11:30
Просмотров: 2416