Обзоры
Статьи
Видео
Фото
Проекты
Опубликовано: 8 августа 14:28 / Категория: Статьи / Просмотров: 316

Самоуправляемая приватизация

В Одессе прошла масштабная публичная дискуссия, посвященная отношению населения к приватизации государственных предприятий. Его организатором выступил Центр экономической стратегий. Среди прочего, активно обсуждалась приватизация крупных государственных объектов на территории Одесской области.

«Большинство считает частную собственность более эффективной, чем государственная, а государство может быть эффективным собственником только в отдельных случаях. Опасения и стереотипы в отношении приватизации базируются на предыдущем негативном опыте непрозрачной приватизации государственных предприятий, особенно крупных. Меры для повышения эффективности предприятия после приватизации - изменение структуры производства и сокращение штата - большинством принимаются как неизбежность», - таковы результаты работы Центра экономической стратегии с фокус-группами, в том числе работников портовой отрасли в Одесской области.

«С одной стороны украинцы не доверяют государству, с другой - ждут более серьезного вмешательства в процесс приватизации - дополнительных условий для инвестора, регулирования занятости и цен на продукцию приватизированного предприятия, и т.п. Работники считают, что руководители предприятий из приватизационного списка должны больше рассказывать трудовому коллективу о предстоящей приватизации, ее деталях, а не работать только на свое дальнейшее трудоустройство в новых условиях», - таковы итоги проведенного опроса.

Участники дискуссии обсудили эти положения. Не все с ними согласились. Местные представители настаивали на большей конкретике, особенно в отношении объектов, стратегически важных для их населенных пунктов.

- Единственное крупное государственное предприятие в Белгороде-Днестровском - морской торговый порт. Последние годы были для него непростыми. Несмотря на выигрыш конкурса серьезных инвестиционных проектов, предприятие оказалось на другом пути. Как показало время, не самом перспективном. По сути, порт уже разделен на арендованную частниками зону и территории в ведении государственной администрации МТП. Два года в таком формате прорыва не обеспечили. Грузопоток упал заметно ниже полумиллиона тонн. Порт утратил статус градообразующего предприятия, неотвратимо снижая свое значение. По официальным данным за прошлый год, средняя зарплата здесь едва превысила 5 тыс. грн. Это девятый показатель у прежнего многолетнего лидера списка. Трудовой коллектив с почти двух тысяч 15 лет назад сократился сегодня до 460 сотрудников. Практически совпали по времени заявления Администрации морских портов Украины о целесообразности полной приватизации Белгород-Днестровского порта и слухи о вероятном скором сокращении еще двух сотен его сотрудников. Как в такой ситуации люди будут относиться к приватизации? Сомневаюсь, что как к благу и перспективе, - отметил участник дискуссии из Белгорода-Днестровского.

Сергей Гусаков, 1-й заместитель начальника РО Фонда Госимущества Украины: - Главное назначение порта - перевалка грузов. Если будут грузопотоки, соответственно будут и рабочие места. И наоборот. Давайте смотреть правде в глаза, в последние годы Белгород-Днестровский морской торговый порт был «завязан» исключительно на перевалку леса. Как только в этой сфере появились запреты, порт резко сдал, практически лег. И то еще не полный провал, не коллапс. Посмотрите на Ренийский порт, который обработал за весь прошлый год всего 200 тысяч тонн грузов при возможностях переваливать шесть миллионов. Стоит практически пустой, грузопотока по Дунаю нет. По той же причине непростая ситуация наблюдается и в Измаильском порту, который также практически не работает, хотя бы приемлемо не загружен.

Министерство инфраструктуры разработало и имеет свою стратегию развития портовой отрасли. Этими планами предусмотрена приватизация портов в Белгороде-Днестровском, Рени и Измаиле. Это данность. Цель заключается в том, чтобы пришли состоятельные инвесторы и организовали серьезные грузопотоки.

- Продолжая тему отношения людей к грядущей массовой приватизации государственной собственности и предприятий, хочется отметить, что Белгород-Днестровский порт ранее уже отдавал часть своих мощностей, причем наиболее выгодную, в аренду приватным структурам. И люди, поработавшие там и там, сравнивают. Был период, когда «частник» нагрузил их работой, благодаря своим контактам. Но остальной порт «провисает» все сильнее. И многие считают, что это делается искусственно – в том числе для снижения цены будущей продажи всего предприятия. Люди переживают, что в результате полной приватизации порта схема использования только наиболее выгодной части, а не развития всего комплекса, еще более укрепится, а на другие мощности уже никто не обратит внимания. Распилят на металл, откроют коммерческие объекты совсем другого назначения, и тому подобное. О сохранении имеющихся социальных гарантий останется только мечтать. Это их беспокоит и внушает опасения, - продолжил дискуссию представитель из Белгорода-Днестровского.

Константин Чижик, замглавы Офиса Национального инвестиционного совета при Президенте Украины: - А разве плохо, что новый собственник найдет законный способ получать хорошую прибыль? Со временем подтянутся и те территории, которые в нынешних условиях менее перспективны.

- Считаю, что забрать только выгодный причал и портопункт в Цареградском гирле, не требующий проводки, в целом менее перспективно для города и региона, чем заставить активно работать все причалы и мощности порта…

К. Чижик: - Здесь есть очень важный аспект с точки зрения восприятия. В чем состоит одна из главных задач приватизации? В уменьшении неэффективности государства и увеличении эффективности частного собственника. Возьмем любое предприятие, не только Белгород-Днестровский порт. Если оно работает неэффективно с нынешним количеством сотрудников, то сокращение является правильным механизмом для увеличения его эффективности. Стоит ли это делать? Государству сделать это, видимо, будет проблематично, учитывая социальный аспект. Частный собственник, наверное, сделал бы это, причем в любой стране. Правильный ли это выход из проблемной ситуации или нет, это вопрос восприятия. Есть рынок, есть конкуренция, есть понятные механизмы, что и как в этой ситуации нужно сделать. Нередко при уменьшении числа сотрудников у оставшихся зарплата заметно вырастает. Вот они будут гораздо более довольны новой ситуацией. Но таков рынок. Останутся наиболее эффективные.

- Здесь проблема не в разнице зарплат, а самом наличии регулярно оплачиваемой работы. Многие рядовые портовики считают, что она формируется и предоставляется с определенным умыслом в пользу конкретных структур, а не всего предприятия в целом. И в этом - главная проблема Белгород-Днестровского порта.

- Дмитрий Яблоновский, заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии: - Здесь надо смотреть, на что может повлиять государство. На увеличение грузопотоков в такие порты как Белгород-Днестровский оно сегодня никак повлиять не способно, да и не должно. Что оно должно, если есть государственная собственность? Оно обязано четко сказать: «По ряду причин я не могу организовать здесь эффективное производство. Оно может долго платить какую-то минимальную зарплату, обеспечивать какие-то социальные гарантии. Но мы это проходили во многих случаях, когда десятилетиями этот минимум покрывался, но предприятия не развивались. Под прикрытием их поддержки на плаву на самом деле потихоньку разваливались. Но государство может сказать и другое: я буду искать нормального инвестора, буду искать того, кто сможет либо свои грузы предложить, либо найти соответствующие контакты. Посмотрите вообще на портовую отрасль в Украине за последние 20 лет. Поменялась структура, сельское хозяйство активно развивается. Там, где есть инвестор, частный в том числе, он строит свои мощности возле действующих портов. Посмотрите на то, что делает в Николаеве компания «Нибулон», сколько она инвестирует в собственные мощности по вывозу зерна морем. Это огромные суммы. Это уже огромный трудовой коллектив в развивающейся, а не угасающей сфере. Здесь вопрос в том, что государство должно четко сказать: вот здесь пока загрузить нельзя, но я буду искать того, кто готов инвестировать, что-то из этого сделать. Именно в этом очень важна действительно активная роль государства, а не ее имитация.

И обязательно следует сказать о наиболее частом вопросе нынешних сотрудников государственных предприятий. Они не должны стоять на позиции, вот вы нам платИте зарплату, и так год за годом. А предприятие ржавеет. Государство должно прийти и сказать: региональная власть, пожалуйста, найди сюда инвестора. Если узнает, что такой инвестор был или есть, значит давить в этом направлении. То есть, сегодня нужно требовать не зарплату, а инвестора. Если у нас подход массовый в этом аспекте поменяется, то скоро будут и работающие предприятия с нормальными зарплатами.

- Когда впервые отдавали в аренду наиболее привлекательную часть Белгород-Днестровского порта, группа ветеранов предприятия, активные члены его профкома попросили городскую власть рассмотреть вариант создания коммунального порта. В условиях приватизации город может, теоретически, пойти на такой шаг, если хватит возможностей его бюджета?

Д. Яблоновский: - А местная власть является специалистом по портам? Каждый должен заниматься своим делом. Действительно, благодаря децентрализации у местной власти появилось намного больше собственных финансовых ресурсов. В первую очередь, она должна заниматься созданием инфраструктуры: дороги, вода и тепло. При этом, обязательно готовить проекты для инвесторов. Пусть хорошо справляется с этим, что действительно непросто, но крайне необходимо. Не нужно местной власти делать вид, что она умеют управлять портами и фабриками. Каждый должен делать свое дело. Если местная власть будет тратить свои бюджеты развития не только на тротуары, а на поиск реальных инвесторов для новых предприятий, на реальную модернизацию инфраструктуры, тогда мы достигнем цели децентрализации. Ее цель не в том, чтобы создавать по сто новых коммунальных предприятий, которые в итоге окажутся неэффективными.

С другой стороны, местная власть, которая думает о громаде в комплексе, может пойти на участие в приватизации ради перспектив города. К примеру, в Ивано-Франковске горсовет выиграл государственный конкурс на приватизацию большого железнодорожного депо недалеко от центра города. Цель - не позволить бездумному частнику разрушить уникальный исторический облик. Теперь этот объект станет уникальным коммунальным хабом для множества проектов, делающих этот город еще более привлекательным.

Записал Александр МАРКЕВИЧ

21-06-2018 17:40
Просмотров: 2954
16-06-2018 18:18
Просмотров: 2360
24-04-2018 19:38
Просмотров: 2483