Обзоры
Статьи
Видео
Фото
Проекты
Опубликовано: 15-08-2018 15:39 / Категория: Статьи / Просмотров: 701

ШАБСКАЯ ЖАЖДА

Всю первую неделю августа центр крупнейшего села Одесчины провел без воды, несладко пришлось и другим его районам. В наиболее проблемных кварталах питьевая вода из сети появилась только на девятые сутки. Этот сложный аварийный период стал непростым временем и для сельчан, и для руководства объединенной громады, созданной в конце прошлого года. Сдачу своего очередного «экзамена» местные коммунальщики затянули, но теперь уверены, что смогли выйти из каскада поломок и жестоких прорывов. Об этом - руководитель Шабского ПУ ЖКХ Валерий МАЦАПЕЙ.

- На первые двое суток августа мы предусмотрели плановую замывку и дезинфекцию двух накопительных резервуаров подъема №2. Это не было спонтанным мероприятием. Мы сознательно решили совместить период замывки с заменой практически полностью сгнивших задвижек насосов этого важного подъема. Согласовали сроки и объемы работ с подрядчиком. В идеале, спустя всего двое суток Шабо получило бы чистые резервуары и отремонтированную насосную, что должно было обеспечить существенное повышение качества подачи воды. Естественно, о предстоящем отключении людей максимально оповестили.

Подчеркиваю, замывка и дезинфекция двух накопительных резервуаров по тысяче кубометров каждый, а они стратегически важны для водоснабжения Шабо, являлась плановой. Любые слухи о том, что это решение было авантюрным - только слухи.

Старое и новое несовместимы

В ходе замены оборудования насосная станция водоподъема №2 получила пять новых задвижек.

Средства на эти работы были предусмотрены соответствующей программой сельского совета. Важно отметить, что с начала 1970-х данная насосная станция практически не ремонтировалась. Ее удручающее состояние и стало причиной срыва двухсуточного срока, оговоренного с подрядчиком.

Он не успел уложиться только из-за того, что сеть оказалась предельно изношенной.

Когда специалисты начали все это вскрывать, то увидели, что стенки труб как папиросная бумага. Нельзя было просто врезать и уйти, ведь вопрос качественной дальнейшей работы обновленного оборудования никто не отменял. Процесс поэтапный - такова технология.

Так сложились третьи сутки без подачи воды в центр Шабо. При нормальном состоянии сети их бы не было. Однако, при первом же включении после полного завершения замывки резервуаров и замены оборудования произошел серьезнейший порыв. Бросили все силы на его ликвидацию. Устранили, включили - еще один порыв. Чиним, латаем, насколько возможно быстро. Но после подключения - третий. На одном и том же водогоне. То есть, три крупных порыва менее чем за четверо суток, по 7 августа. Особенно сложный - на развилке, выезде из Шабо на трассу «Белгород-Днестровский - Одесса».

Там пришлось работать почти двое суток, и ситуация была просто из рук вон выходящая. Порыв, вода бьет. А как оказалось, там наша магистраль практически «переплетена» с важной линией оптоволоконной связи государственного значения. Тянули ее намного позднее прокладки водопровода на Шабо и особого внимания на него не обратили. А оно, вот когда проявилось.

Практически весь день 8 августа разбирались с этой линией связи. Специалистам по таким сложнейшим коммуникациям пришлось работать, как хирургам.

Еще и сильно мешал огромный билл-борд. Интересно, кто позволил установить его над очень важным для Шабо водогоном?

То есть, на развилке сложилась форс-мажорная ситуация сразу для нескольких структур, иначе мы уже 8 августа устранили бы данный порыв и дали воду всему селу. Это была существенная задержка. Чью-то бесхозяйственность рано или поздно приходится «расхлебывать» другим.

Износ как приговор

Мог ли иметь место неправильный расчет мощности обновленного оборудования? Нет. Есть нормативы давления. Меньше не дашь, вода просто не дойдет до конечного потребителя хотя бы с приемлемым напором. Так что, новые задвижки на насосной здесь не причем - сети слишком стары, почти полвека назад проложены.

На второй водоподъем традиционно поступает вода из пяти артезианских скважин. Две из них расположены достаточно далеко за селом, как говорят местные жители, «в виноградниках». Вода из пяти скважин сводится в одну магистраль, через которую и заполняются накопительные резервуары подъема №2. После первой аварии пришлось отсечь две дальние скважины. Тем не менее, северная часть села - район «Колония» - оставалась с водой практически постоянно. Южная часть Шабо - район «Слободка» - тоже, там график существенно не менялся.

Северная часть кварталов многоквартирных домов улицы Шанцера, питающаяся от насосной пожарной части, также оставалась с водой, пусть и по жесткому графику. Южная часть таких кварталов и далее по улице Парковой, а также частный сектор в западной части Шабо - улица Садовая и рядом - оказались без водоснабжения на несколько суток. Это примерно 40 процентов населения села. И это, конечно, было очень сложной ситуацией. Я искренне благодарен людям, которые с пониманием отнеслись к нашим трудностям, проявили недюжинное терпение.

Вынужденное сокращение

Когда мы отсекли проблемную «трубу», на которой один за другим произошли три серьезных порыва, Шабо питалось по временной схеме только от трех, так сказать, «внутренних» артезианских скважин. Естественно, их воды не хватало.

Цифры такие, в августе прошлого года абонентам суммарно уходило до 950 кубометров в сутки. Сокращенный вариант позволял выдать не более пятисот. При таком объеме мы, пока ремонтировали так сильно пострадавшую линию, могли подавать воду только по три часа утром и вечером в те районы, куда она доходила, Центр же продолжал мучиться. По остальным держали, как могли. Выдавали все, что успевали накопить в резервуарах.

Только утром 9 августа мы вынужденно пошли на сокращение и шестичасового графика - меняли еще одну старую задвижку на территории водоподъема, так сказать, общую. На магистрали, объединяющей воду всех пяти скважин при входе в накопительный резервуар. Чтобы малая пропускная способность старой трубы не могла создать избыточное давление в сети, и магистрали не рвало.

Проверили тщательно, прошли до последнего пункта, до последней задвижки, которая дает воду в резервуар. Это чтобы уже окончательно все проверить и запустить без срывов. К вечеру 9 августа прежний график подачи воды в Шабо был восстановлен. Тяжелое августовское испытание, надеюсь, закончилось.

Кто боролся…

Трудности людей были известны. Выше второго этажа вода даже по графику поднималась с большим затруднением. Если с питьевой вопрос решали так или иначе - подвозили родственники, хорошие знакомые, подносили с насосной пожарной части, то канализация, которая трое-четверо суток оставалась без нормального смыва, причиняла очень ощутимые неудобства людям. Естественно, они жаловались. Но в той ситуации мы ничего не могли им гарантировать. Пообещаем, а завтра очередной порыв?

При личном участии сельского головы Василия Древаля удалось договориться с пожарной частью. 4 и 5 августа они своей цистерной подвозили к домам, в первую очередь многоквартирным, техническую воду. Люди могли набирать. Такая реакция на сложную аварию.

Мы очень надеялись запустить нормальное водоснабжение еще 3 августа, и были готовы к этому, если говорить о состоянии резервуаров и насосной станции второго подъема. Но эта серия тяжелых порывов поставила в сложнейшее положение всех - и жителей, и коммунальщиков. Израсходовали все запасы, что были. Вся беда в том, что построена эта сеть полвека назад. По сути, только сейчас начата поэтапная системная замена.

Не было даже подорожавшей

Аварии и проблемы Шабо с водой совпали с ее подорожанием. С 1 августа тариф был поднят исполкомом. Основная причина повышения - это подорожание электроэнергии. Так, за июнь прошлого года ПУ ЖКХ заплатило РЭС 85 тысяч, за этот июнь - уже 151 тысячу. Почему так получилось? С сентября прошлого года с водоподъема №2 перестали ограничивать подачу воды, скажем, расширили график. Естественно, расход энергии увеличился.

Также, нам в конце прошлого года передали скважины по улицам Днестровской и Одесской, за которые ранее полностью платил сельсовет, они были на его балансе. Понятно, что добавились амортизационные начисления, выросли расходы на электроэнергию. Иначе и быть не могло в такой ситуации.

Затем Шабскому ПУ ЖКХ передали коммунальное предприятие в Беленьком, а там тариф был разработан без учета НДС, поскольку они не являлось его плательщиком. Нам сразу пришлось пересчитывать, чтобы отдавать 20 процентов государству. Да и все составляющие тарифа подорожали, не только электроэнергия, хотя она - это 90% всех затрат на подачу воды людям.

Изначально ПУ ЖКХ предложило еще более высокий тариф, чем в итоге утвердил исполком. И он был нами полностью обоснован. Но понимая сложность ситуации для громады из 11 сел, мы пошли на определенный компромисс, чтобы выровнять тариф на воду в населенных пунктах нашей ОТГ. Теперь в Шабо, Салганах и Беленьком он для населения практически одинаков. В Бритовке коммунальщики тоже не были плательщиками НДС. Там немного выше за счет вот этих добавившихся 20%. Но иначе нельзя было.

Сложив руки не сидели

Ликвидация аварий и все текущие ремонты производились за счет Шабского ПУ ЖКХ. Для устранения порывов удавалось оперативно приобретать все необходимое. Заметно помогла в этом вопросе активная часть депутатов сельского совета. И по комплектующим содействовали, и дополнительный экскаватор помогли пригнать, когда у нашего «полетели» штанги. Сельский голова и активные депутаты регулярно посещали места аварийных работ, выходные дни не были исключением. Интересовались их ходом, сроками, предлагали помощь. По мере возможности встречались с людьми, успокаивали, как могли.

Пять новых задвижек обошлись в сумму около миллиона гривен. Это один из этапов долгожданной модернизации. Средства - из государственной субвенции на развитие инфраструктуры ОТГ. В ее рамках мы также будем покупать грейдер, ассенизаторные автомобили, и т.п. В этом ряду никак не мог быть проигнорирован ремонт оборудования второго подъема, потому что сохранившаяся сеть - это мина замедленного действия. Могла и вчера рвануть, может и завтра, если ничего не делать, не обновлять, не заменять.

Записал Дмитрий ИЛЬИЧЕВ

26-06-2018 15:29
Просмотров: 2311
21-06-2018 17:40
Просмотров: 3007
16-06-2018 18:18
Просмотров: 2400