Обзоры
Статьи
Видео
Фото
Проекты
Опубликовано: 21-10-2018 16:38 / Категория: Статьи / Просмотров: 635

Шаги по воде

Шаги команды мэра Аллы Гинак, которые привели КП «Водоканал» в Белгороде-Днестровском к катастрофическому финансово-экономическому состоянию, не стоит списывать лишь на некомпетентность и авантюрность. Столь упорное и последовательное ослабление одного из важнейших предприятий - это путь к его банкротству с последующей приватизацией. Другой цели нет.

Кадровая «политика» в исполнительных органах горсовета и на коммунальных предприятиях, проводимая действующим городским головой, неоднократно обсуждалась на страницах местных СМИ и в группах социальных сетей, оставаясь едва ли не самой громкой и болезненной. Удивление и недоумение, порожденные столь спорными подходами к управлению громадой, все основательнее сменяется возмущением по поводу бесплодной растраты бюджетного ресурса и драгоценного времени.

Именно отсутствие тщательного подбора и грамотной расстановки управленческих кадров стало главным фактором острого 8-месячного кризиса управления Белгородом-Днестровским, конца которому не видно. К исходу третьего года нынешней каденции все местные предприятия и учреждения, попавшие в поле кадровых экспериментов Аллы Гинак, заметно ухудшили свои показатели, некоторые оказались на грани коллапса. И это существенное ухудшение состояния их дел в финансовой, производственной, кадровой, экономической сферах нельзя оправдать известными сложностями в стране либо плохой работой предшественников.

К примеру, еще три с половиной года назад КП «Автотранссервис» было способно самостоятельно (!) приобретать новые современные мусоровозы и трактора, получать прибыль от осуществления перевозок пассажиров, в принципе, справлялось со сбором и вывозом бытовых отходов. Сегодня же данное предприятие практически дышит на ладан, погрязнув в долгах и крупных штрафах. Мусор же приходится собирать практически всем коммунальщикам Белгорода-Днестровского скопом. Авралы, подмены, коллективная безответственность - вот приметы текущего кризиса, ответственность за который мэр Аллы Гинак брать на себя не намерена.

Развал «Водоканала» вообще стал грустным символом перемен от «новой команды честных профессионалов». До ее прихода к управлению громадой указанное предприятие входило в десятку лучших коммунальных водоснабжающих структур Украины по результатам Международного экономического рейтинга - по сумме показателей финансово-хозяйственной деятельности весьма прилично выглядело на фоне всей национальной отрасли, получив награды в двух номинациях. Ясно, что «Водоканал» работал не идеально, однако располагал четкими планами, внятной стратегией и активно продвигался к главной цели - обеспечению круглосуточного водоснабжения Белгорода-Днестровского уже в ближайшие годы.

Валили и ослабляли

Команда Аллы Гинак не умела или не захотела продолжить эту линию. Начатая в 2010-м работа предприятия с международными финансовыми структурами была свернута (сроки даже не попытались выдержать), проект очистки воды из Днестровского лимана - отвергнут, возможная реконструкция комплекса очистных сооружений - отброшена.

Даже строительство второго резервуара-накопителя в продолжение реализации плана предыдущей каденции не привело к существенному улучшению, поскольку не стало этапом с полноценным продолжением. Три резкие смены руководства «Водоканала», имевших место за два с половиной года, спровоцировали потерю более половины инженерно-технического и управленческого персонала предприятия, что несомненно отрицательно отразилось на его деятельности.

Появления плана вывода КП из возникшего кризиса удалось добиться только под давлением депутатского большинства в течение нескольких месяцев. Причем, прежняя цель - организация круглосуточного водоснабжения Белгорода-Днестровского в обозримом будущем - уступила место поддержанию «Водаканала» на плаву с некотором увеличением добычи воды спустя еще два года.

Между тем, уволены либо уволились около 30 человек, трудившиеся на данном предприятии от 10 лет до четверти века. Сегодня в городе замены им просто не найти. Пришедшие же на их места зачастую не имеют ни специального образования, ни даже минимального технического. И это - серьезная угроза, поскольку подобный кадровый «подход» противоречит Лицензионным условиям ведения хозяйственной деятельности по централизованному водоснабжению и водоотведению (конкретно - их статье 3). Нарушение указанных Условий чревато лишением «Водоканала» права продолжать работу в его профильной сфере.

К сожалению, стремление Аллы Гинак пристроить «нужных» людей, в первую очередь лояльных лично городскому голове, привело к тому, что в штатных расписаниях практически всех коммунальных предприятий Белгорода-Днестровского неоправданно увеличено количество заместителей их начальников. Не исключение и «Водоканал», где появились два заместителя с окладами около 10 тыс. грн. каждому. Для предприятия, на котором трудится немногим более сотни человек, явный перебор.

Есть вопросы и по целесообразности других новых должностей. К примеру, не самые значительные в рамках данного КП функции отдельно введенного эколога, ранее распределяли между собой инженеры технического отдела, и особых замечаний не имели. Подобные «новшества» увеличивают и без того раздутые административные расходы «Водоканала». Реального эффекта же не приносят.

Поилка или кормушка?

Команда мэра Алла Гинак вместо эффективной и понятной схемы контроля и развития «Водоканала» создала своеобразный «аквариум», в котором нет места ни логике, ни здравому смыслу, ни соблюдению законов. В сентябре исполком утвердил новые тарифы на услуги по вывозу жидких бытовых отходов. Имел ли он на это право? Ведь сама по себе подобная деятельность «Водоканала» неправомерна.

Согласно подпункту 55 пункта 1 статьи 26 Закона «О местном самоуправлении», горсовет должен был вначале определить на соответствующем конкурсе исполнителя услуги по сбору и транспортировке жидких бытовых отходов в Белгороде-Днестровском, и только потом утверждать для него тарифы. На лицо - бесцеремонное нарушение антимонопольного законодательства, которое при выявлении соответствующими органами чревато очередными штрафными санкциями. Жертвой подобных, но в экологической сфере, уже стало КП «Автотранссервис». На него наложены штрафы на сумму более 6 млн. грн. Погашать их придется за счет городского бюджета.

Тем временем на «Водоканале» неравнодушные сотрудники бьют тревогу по поводу того, что в основной производственной деятельности предприятия порядка по-прежнему не прибавилось. На протяжении почти полугода данное КП оказывало услуги без разрешения на специальное водопользование. Поэтому, рентная плата за использование недр с «Водаканала» взимается пятикратном размере. В результате, за период с апреля по сентябрь включительно предприятию придется заплатить около миллиона, хотя при своевременном оформлении могло ограничиться 200 тысячами. Но зачем? Ведь прикрываясь кризисом и личным покровительством руководства «Водоканала» со стороны мэра, можно требовать из городской казны миллион за миллионом…

Деньги на беде

Руководство данного предприятия обращается к совету Белгорода-Днестровского за финансовой помощью все чаще и чаще. Формальные основания для этого имеются. В Законе «О жилищно-коммунальных услугах», Методике формирования тарифа, утвержденной Кабмином, прописано: если орган местного самоуправления несвоевременно пересмотрел тарифы на жилищно-коммунальные услуги, то он обязан компенсировать разницу между себестоимостью и фактической стоимостью услуги.

С другой стороны, «Водоканал» только в текущем году по решению горсовета должен получить не менее 11 миллионов финансовой помощи. Кроме того, на собственном специальном счете накопил около полумиллиона. Но вот использовать их не может, поскольку не имеет утвержденной инвестиционной программы.

Напомним, каждое коммунальное предприятие ежегодно обязано разрабатывать таковую. Одна из ее главных целей - обновление основных фондов. Для «Водоканала» это - реконструкция трубопроводов, насосного и другого оборудования. Затем подобные программы и их бюджетное финансирование утверждаются местным советом.

Указанная программа для «Водоканала» не разрабатывается и не реализуется скорее всего из-за отсутствия необходимых кадров. Круг замыкается. По сути, авральные бюджетные вливания выбиваются шантажом - постоянным плачем и стонами руководства КП, в заложника которого превращено население Белгорода-Днестровского. По законной и общепринятой схеме почему-то не действуют.

В то же время, несколько судебных процессов, которые за последние полгода «Водоканал» проиграл энергетикам, остро ставят вопрос погашения этих крупных сумм и еще сильнее затягивают предприятие в долговую яму, выбраться из которой ему уже не суждено. Сверх и без того солидного бюджетного финансирования найти новые средства не выйдет. Казна Белгорода-Днестровского уже не способна заткнуть эту непрекращающуюся течь.

Дубиной или скальпелем?

Все более реальные черты приобретает признание КП «Водоканал» банкротом. Если команде мэра удастся начать данную процедуру, то предприятие официально признают финансово несостоятельным, а его собственника - громаду в лице городского совета - неэффективным. Надо полагать, что после этого недолго ждать появления желающих приобрести кризисное КП вместе с его долгами и оборудованием.

Печальное падение. За три года - из десятки лучших в стране до набора сетей и насосов для частного поставщика, до лишения громады Белгорода-Днестровского возможности управлять своей собственностью и снабжать себя водой. Негативные же примеры частного обеспечения водой - совсем рядом, в нескольких селах Белгород-Днестровского района.

В этом свете, совсем иначе воспринимаются и кадровая чехарда, практикуемая мэром Аллой Гинак, и ее неудавшаяся авантюра с подведением воды из Беляевки по дну Днестровского лимана, и бесконечный плач городского головы, которой «плохие депутаты» якобы мешают заботиться о населении.

Надежда на то, банкротства «Водоканала» не допустят, еще остается. Она хрупка, но еще жива. И уж точно не связана с намерениями и действиями мэра Аллы Гинак.

Олег Шевченко




Ссылки по теме:
Бьют в набат!
Дайте воду Аккерману!
Водная «арифметика» Аллы Гинак
Аккерманский водораздел
26-06-2018 15:29
Просмотров: 2363
21-06-2018 17:40
Просмотров: 3070
16-06-2018 18:18
Просмотров: 2454