Обзоры
Статьи
Видео
Фото
Проекты
Опубликовано: 05-02-2019 10:45 / Категория: Статьи / Просмотров: 284

Проекты - не наш профиль

Львиную долю времени на последней январской сессии депутаты Белгород-Днестровского горсовета потратили на настойчивые попытки добиться от исполкомовских служб хотя бы видимости программно-целевого подхода к использованию средств местного бюджета. Но тщетно…

К концу каждого года все муниципальные отделы и управления, коммунальные предприятия и бюджетные организации должны под руководством главы города разработать соответствующие планы, программы и проекты на год предстоящий. В Белгороде-Днестровском третью зиму подряд (по некоторым направлениям - уже и четвертую) подобная работа проводится спустя рукава. А к рубежу 2018-2019 команда мэра организовала ее настолько плохо, что под реальной угрозой срыва оказался бюджетный процесс в целом. Бюджет Белгорода-Днестровского на этот год подвергся корректировке спустя всего месяц после утверждения, хотя первые плановые поправки в главный финансовый документ громады обычно вносятся по итогам первого квартала.

Воды станет больше?

Тем не менее, депутатскому большинству на пленарном заседании 25 января пришлось срочно реагировать на обострившиеся вызовы. В частности, учитывая сложнейшую ситуацию с водоснабжением Белгорода-Днестровского, хоть и не дождались от мэра Аллы Гинак обоснованных планов и расчетов, согласились выделить ее команде средства на ремонт существующих и строительство новых артезианских скважин.

Так уж повелось в этой каденции горсовета, что проекты, предполагающие использование средств городского бюджета, делаются как правило в последний момент, когда уже тянуть дальше некуда. Так и с новыми артезианскими скважинами, необходимость строительства которых оговаривается уже третий год к ряду. Но воз и ныне там - ни четкой стратегии вывода «Водоканала» из затянувшегося кризиса, ни текущих программ с инженерными технико-экономическими обоснованиями. Ничего этого депутаты так и не увидели.

Не лишним будет еще раз напомнить, что исполком во главе с мэром, а также армада чиновников для того и призваны, чтобы планировать и проектировать. Проекты развития конкретных отраслей должны быть представлены в полном объеме громаде и депутатам, чтобы все поняли, дадут такие начинания эффект либо деньги вновь уйдут в трубу в прямом смысле. Так, как это произошло с новой скважиной в микрорайоне «Вершина»: в прошлом году обустроили, запустили, а оказалось, что ее дебит составляет всего два (!) кубометра в час. Пользы - мизер, но бюджетные средства, которых истратили немало, уже не вернешь.

Надо отдать должное депутатам. С учетом критической ситуации они, так и не дождавшись от чиновников обязательных проработанных проектов, все же выделили более миллиона гривен на новые артезианские скважины. По Гагарина должны обустроить одну новую и две - капитально отремонтировать, по Солнечной капремонт проведут на одной скважине.

При условии нормальной реализации задуманного это обеспечит многострадальному водоподъему «Южный» дополнительные объемы воды, а значит, снимет - пусть пока и частично - проблему водоснабжения «спальных» районов «Победа», «Солнечный», «Южный» и ул. Парковой. Дальше, если исполком во главе с мэром не будут вновь дремать на ходу, а в серьез займутся обязательным проектированием, по итогам первого квартала депутаты смогут добавить бюджетных средств и на остальные «водные» проекты. Это предусмотрено муниципальной программой помощи коммунальным предприятиям, согласно которой только «Водоканалу» в этом году предусмотрено выделить более 14 (!) млн. грн. Вопрос по-прежнему в том, что на все эти суммы нужны расчеты и экономические обоснования, что для нынешнего состава городских служб является непреодолимым препятствием. Это показали и минувшая сессия, и предыдущие три с половиной года работы местной власти без сколько-нибудь внятных обоснований своих шагов.

Деньги для общественного транспорта будут, но позже…

В свете непростой ситуации, в которой по-прежнему пребывают пассажирские перевозки по Белгороду-Днестровскому, горячо обсуждался вопрос выделения средств городского бюджета на компенсацию автотранспортным предприятиям проезда горожан льготных категорий.

Выслушав представителя ПАТ «Севертранс» Вадима Максименко, депутаты пришли к выводу, что в обязательном порядке рассмотрят этот вопрос, но только после того, как завершится новый конкурс на право обслуживания двух городских автобусных маршрутов. Такой подход, по мнению большинства депутатов, даст возможность более четко уяснить реальные затраты всех местных перевозчиков, что позволит определить адекватную общую сумму компенсации.

Ведь только «Севертранс», опираясь на собственные расчеты, настаивает на возмещении за 2019 год более чем двух миллионов гривен. Понятно, что для трех действующих перевозчиков общие затраты бюджетных средств будут существенно выше. Более того, сам исполком так до конца и не определился со схемой перевозки городских пенсионеров и прочих льготников: либо всеми автобусами на всех маршрутах, либо специально выделенными. Ищут…

Тем временем, конкурс на обслуживание двух маршрутов, первоначально назначенный на конец февраля, уже перенесен на март. Кто из перевозчиков в итоге выиграет, пока не ясно. Очевидно лишь, что мэр Алла Гинак по-прежнему не намерена даже обсуждать введение в Белгороде-Днестровском монетизации перевозки льготного контингента пассажиров, как это уже сделал не один город Одесской области.

Считает, видимо, что манипуляции с компенсациями группе перевозчиков принесут меньше затрат городскому бюджету, хотя адекватного, детального и полного сравнения вариантов, их преимуществ и недостатков ее команда так и не произвела, не представила публично ни громаде, ни депутатскому корпусу.

Экспертная оценка земли: плюсы и минусы

Острую дискуссию на минувшей сессии вызвал вопрос о выделении средств на проведение новой нормативно-денежной оценки земли Белгорода-Днестровского. Напомним, что данная процедура проводится в каждом населенном пункте в среднем каждые 5-7 лет. Это та нормативная база, по которой начисляются все виды платы за землю (земельный налог и аренды).

Последний раз в Белгороде-Днестровском данная процедура проводилась пять лет назад, вступив в силу с 2014 года. Пришло время новой оценки. Работа эта выполняется специализированной организацией и не бесплатно. Депутаты утвердили решение выделить средства на проведение новой оценки земли, которая вступит в силу с 2020-го. Ожидается, что введение новой оценки позволит местной казне дополнительно получать около 5 миллионов гривен ежегодно.

С одной стороны - решение необходимое. Но в нынешних условиях оно не учло всего комплекса местных проблем. Присутствовавшие в зале заседаний представители совета предпринимателей Белгорода-Днестровского озвучили свои замечания и несогласие с предложенными рамками. По их мнению, в нынешней, предельно сложной экономической обстановке, увеличение платы за землю может нанести непоправимый удар как по малому бизнесу, так и крупным предприятиям города, число которых и так неуклонно снижается.

Представители предпринимателей обратили внимание руководства Белгорода-Днестровского и на высокие ставки местных налогов и сборов. «Принимаются бездумно, не согласуются с реальными возможностями их оплачивать», - убеждены они.

К сожалению, службы исполкома не проводят должного анализа реального положения дел в городской экономике, ведь позарившись на дополнительные пять миллионов к бюджету за счет земельных платежей (их доля в бюджете Белгорода-Днестровского не превышает 12%), можно потерять 10 и более миллионов, недополучив их из-за снижения числа самих плательщиков. Только плательщики единого налога для частных предпринимателей приносят 16% доходов городского бюджета за год. А налог на доходы физлиц дает более 60%.

Так, в принципе, формальная процедура вновь высветила отсутствие понимания командой Аллы Гинак сложности такого крупного социального организма, как город областного значения, тесной взаимосвязи его элементов. При вдумчивой и системной работе подобного обострения вполне можно было избежать. А так, очередной неподготовленный наскок наталкивается на стену не просто непонимания, уже - и упорного несогласия.

Техника для коммунальщиков: вдруг откуда не возьмись…

Проблему острой нехватки специализированной техники для предприятий жилищно-коммунальной сферы Белгорода-Днестровского за один присест депутаты разрешить не смогли. Опять же, по причине отсутствия четких экономических расчетов и соответствующей документации.

Мэр, которая должна была еще в декабре обосновать необходимость приобретения подобной техники, просила выделить средства на покупку мусоровоза «МАЗ», самосвала, передвижного рециклера по изготовлению асфальтной смеси для ямочного ремонта дорог, а также дорожной фрезы.

После бурного обсуждения и бесплодных попыток увидеть хоть какие-то аргументирующие документы, депутаты все же заложили в бюджет 2 млн. 300 тыс. грн. на указанное оборудование. Однако для внесения указанных статей расходов в муниципальную программу поддержки коммунальных предприятий голосов уже не хватило. И будущая массовая покупка техники «зависла», поскольку использовать бюджетные деньги без такой программы запрещено.

Большой катастрофы в этом нет. Внести в указанную муниципальную программу необходимые изменения можно на ближайшей сессии, но только в том случае, если чиновники под руководством мэра смогут предоставить все необходимые расчеты и документы.

Ведь депутаты уже не раз верили на слово действующему городскому голове и затем обжигались. К примеру, выделили бюджетные средства на покупку пассажирских автобусов, а те на деле оказались, мягко говоря, не первой свежести.

Излишне говорить, что будь вопрос тщательно подготовлен чиновниками, то своевременно сделали бы не только первый шаг, но и необходимый второй. Такова цена работы городского руководства наскоком. Теперь его дорогостоящие капризы под громкими девизами депутаты не утверждают автоматически. И опыт этот пришел после череды горьких разочарований.

Дороги и тротуары: все ближе и ближе…

В отсутствие разработанной чиновниками мэрии Белгорода-Днестровского ясной, понятной и прозрачной стратегии развития дорожной инфраструктуры, депутаты, судя по всему, в этом году решили самостоятельно сосредоточить основные усилия на ремонте междомовых проездов и тротуаров в районах многоэтажной застройки. На эти цели ними из бюджета развития выделено более шести миллионов.

В результате, новые тротуары появятся по ул. Франко и в районе Южной, 14. Также будут отремонтированы междомовые проезды у домов №№29 и 30, 8 и 8-а по ул. Победы, №№8 и 8-г по Парковой. В перечне: Независимости, 10; Шабская, 51-а и 51-б; Южная, 14; Измаильская, 145-а. Наконец заасфальтируют проезд между домом быта «Элегант» и Ощадбанком.

Кроме того, запланирован ремонт проезжей части на улицах Мирная, Новая и Соборная. Не забыли депутаты выделить средства на завершение ремонта проезжей части улицы Шабской, начатого по инициативе губернатора Одесчины Максима Степанова в прошлом году за средства государственного дорожного фонда. Туда город добавит еще 1 млн. 600 тыс. грн. К сожалению, пока не ясна судьба ремонта проезжей части улицы Артельной, также начатого в прошлом году.

Медицина, культура, образование и спорт: как всегда - в остатке

За последние три года громада Белгорода-Днестровского так и не увидела четкой стратегии развития городской социальной и гуманитарной сферы. Все, что сегодня делается в этой области, носит хаотичный и бессистемный характер. У исполкома нет понимания приоритетов развития систем общего, дошкольного и внешкольного образования.

Громада по-прежнему не видит четкой структуры первичной медико-санитарной помощи - не проработана, не спроектирована и, естественно, не отлажена, ибо не на что опираться. Строится без фундамента. Задачи меняют быстрее, чем начинают выполнять. Город Белгород-Днестровский оказался единственным населенным пунктом, входящих в Госпитальный округ №7, который так и не утвердил пятилетний план развития своих учреждений здравоохранения.

Нет и единой стратегии развития учреждений культуры и спорта. Именно поэтому и финансируются эти важнейшие сферы жизни Белгорода-Днестровского по остаточному принципу, от случая к случаю, аврально отвечая лишь на самые громкие вызовы.

Тем не менее, городская система образования получит в этом году средства местного бюджета на проведение капитальных ремонтов своих объектов: школа №1 - более полумиллиона на ремонт кровли и замену окон, школа №4 - 780 тысяч на ремонт спортзала, за практически такую же сумму отремонтируют фасад здания управления образования по ул. Михайловской.

В сфере охраны здоровья выделено 584 тысячи на завершение ремонта помещения по Свято-Георгиевской, 13. Здесь, скорее всего, разместят часть городских семейных врачей. Во всяком случае, планируют.

На капитальный ремонт инфекционного отделения городской больницы направят 912 тысяч, на ремонт первого этажа детского отделения - 130 тысяч. Кроме того, депутаты выделили 141 тысячу на приобретение мебели для инфекционного и приемного отделений.

Продолжится ремонт многострадального Центрального стадиона. Областной бюджет направит очередной транш - теперь уже 5 млн. 600 тыс. грн. Город на условиях софинансирования выделит из своей казны 1 млн. 450 тысяч. Работы обещают завершить до конца года.

Каков будет их окончательный результат, никто не знает, ибо полного проекта обновленного стадиона никто так и видел. За три года работ громаде не представили и ни одного документа, обеспечивающего соответствие комплекса спортивным стандартам для официального проведения спортивных соревнований хотя бы областного уровня.

Миллион сто тысяч выделены на меньшие объекты: спортивные площадки по Белинского и Казацкой - поровну.

Загадки - и с культурой. Миллион, предусмотренный на ремонт здания муниципального Центра культуры и досуга, пойдут непонятно куда - то ли на долгожданный ремонт зрительного зала, то ли на укрепление просевшего фундамента. Понять сложно, поскольку службы мэрии так и не представили необходимые проекты, расчеты и обоснования.

Увидели - поделили, нашли - переполовинили

Общий вывод не весел. Четвертый год работы действующей каденции городского самоуправления в Белгороде-Днестровском пройдет, как и предыдущие три, в хаотичном затыкании многочисленных дыр трещащего по швам городского хозяйства. Вновь - без перспективных планов и стратегических проектов приоритетного развития.

Без малого 35 млн. грн. бюджета развития на 2019 год в какой-то степени решат самые наболевшие проблемы, но так и не создадут устойчивого фундамента для его развития. Напомним, с учетом текущего года и трех предыдущих, в бюджете развития сосредоточено более 150-ти миллионов гривен, эффективность, от реализации которых, так и не видно.

Вне поля зрения городского руководства по-прежнему остаются вопросы инфраструктурных преобразований, без которых в Белгород-Днестровский не заманишь ни одного уважающего себя инвестора.

Вновь ни копейки не выделено на завершение газификации, без должного финансирования уже который год остается система централизованного теплоснабжения, где на главной котельной в рабочем состоянии сегодня - только один котел. На его замену опять же не выделено ни гроша.

Солидные средства, потраченные в 2016 году на разработку схемы санитарной очистки Белгорода-Днестровского, выброшены на ветер. Работать по ней либо не хотят, либо не умеют. Отсюда - постоянный мусорный стресс для горожан.

Оплаченный опять-таки из местного бюджета проект стратегического плана развития на ближайшее десятилетие, разработанный региональными специалистами, второй год ничем о себе не напоминает.

С таким подходом - уверенного завтра у громады не появится. Ее обрекают на жизнь нуждами и проблемами одного дня. Система продолжает давать сбой за сбоем.

Кто прекратит латать дыры в хозяйстве города, на самом деле не обделенного собственными ресурсами? Кто откажется от бесконечных авралов, доламывающих то, что еще недавно относительно исправно работало? Кто сможет адекватно спланировать жизнь громады с максимальной для нее пользой? Уже предельно ясно, что не нынешнее городское руководство.

Степан Каминский




Ссылки по теме:
Казнатворцы
НА ОБОЧИНЕ…
Гортранспорт – поиск решений
Как спасали Аккерманскую «первичку»
24-12-2018 13:40
Просмотров: 1352
23-09-2018 17:45
Просмотров: 1142
23-09-2018 17:20
Просмотров: 1048