Обзоры
Статьи
Видео
Фото
Проекты
Опубликовано: 18-05-2019 17:30 / Категория: Статьи / Просмотров: 297

Исполком - заседание статистов

Пассивность, аморальность и равнодушие местной власти к проблемам громады - такой спектр впечатлений оставило заседание исполкома Белгород-Днестровского горсовета, прошедшее 14 мая. К сожалению, столь печальная оценка давно не удивляет.

Четвертый год коммунальное хозяйство Белого города на Днестре под хаотичным руководством мэра Аллы Гинак - апологета Блока Петра Порошенко «Солидарность», стремительно уходящего с украинской политической арены - демонстрирует нулевую эффективность. Беспомощность и халатность вновь показал и очередной состав исполкома, собранный исключительно под такую «политику» городского головы. 14 мая в который раз были продемонстрированы некомпетентность и равнодушие к предельно сложной ситуации, в которой пребывают город и сфера обеспечения его жизнедеятельности - в частности, экономика коммунальных предприятий.

Народных денег не жаль

Лишь в мае исполком, наконец, заслушал отчет о работе КП «Автотранссервис» за 2018 год. По правде говоря, сделал вид. Почему? Потому что данное предприятие, занимающееся сбором-вывозом бытовых отходов и пассажирскими перевозками, имевшее весьма неплохие показатели по 2015-й, практически умерло за время работы текущего созыва местной власти. Что, по сути, и признал исполком, приняв к сведению более чем полумиллионные убытки «Автотранссервиса».

Данный орган забил тревогу, затребовал дополнительную информацию о реальном положении дел, настоял на разработке экстренного плана вывода КП из кризиса? Нет. Молчаливо и безучастно принял к сведению отчет директора «Автотранссервиса» Сергея Азарсанова и также автоматически утвердил финансовый план предприятия текущий год. Два поднятия рук большинством. Считанные, равнодушные минуты. И до конца 2019-го запрограммированы официальные убытки «Автотранссервиса» на сумму свыше трех миллионов.

Судя по представленному отчету, главной причиной его прошлогодней убыточности руководство предприятия считает, как ни странно, выделенные городским бюджетом деньги: 500 тысяч на погашение долга по зарплате и 770 тысяч - на запчасти и ГСМ. Мол, именно они «спутали» весь бухгалтерский баланс. Вот такой парадокс.

Еще одной причиной указано небывалое увеличение объема мусора в Белгороде-Днестровском. По словам опытных коммунальщиков, тенденция к увеличению объема собираемых городских отходов имеется, но отнюдь не такая скачкообразная. Кроме того, директор «Автотранссервиса» считает, что к убыткам привело подорожание услуг полигона ТБО с 20 до 25 гривен за кубометр принимаемого мусора. При этом уровень оплаты населением вывоза твердых отходов за последние годы ни разу не опускался ниже 97 процентов. Так что, нескладное получается объяснение.

Помимо полумиллионного убытка по итогам 2018-го, у данного КП остаются долги по выплате зарплат, оплате запчастей и ГСМ, уплате налогов и обязательных сборов на сумму 2 млн. 700 тыс. грн. Их погашение в течение текущего года с молчаливого согласия исполкома переложат на плечи рядовых горожан.

Разительный контраст, стремительная деградация. До 2016 года «Автотрассервис» приобретал новую технику - современный мусоровоз и новый трактор - только за счет кредитов, в местный бюджет не залезал, ограничиваясь гарантиями горсовета при заимствованиях, которые самостоятельно и дисциплинированно погашал. Теперь же парк обновляется только за счет средств казны Белгорода-Днестровского, а убытки лишь растут.

То есть, горожане дисциплинированно платят вывоз мусора, да еще за свои же налоги гасят долги данного КП и покупают ему новую технику. Получается даже не двойная, а тройная переплата. Такова «эффективная экономическая политика» команды Аллы Гинак. Также следует учесть, что по инициативе мэра у «Автотранссервиса» практически полностью отобрали местные пассажирские перевозки, отдав их иногороднему коммерческому перевозчику «Севертрансс», который налоги платит в Одессе. Тем самым, «Автотранссерсвис» лишили возможности самостоятельно заработать дополнительные оборотные средства.

Есть ли выход? У горе-экономиста Аллы Гинак он традиционен: повысить тариф и организовать указанному КП многомиллионную финансовую помощь из городского бюджета, как происходило уже не раз.

Транжирят бюджет

Отчет о выполнении программы срочной помощи коммунальным предприятиям Белгорода-Днестровского был представлен на этом же заседании исполкома. За прошлый год для поддержки штанов структур, которые обязаны зарабатывать самостоятельно, влили без малого 10 млн. 500 тыс. грн. Данной суммы вполне хватило на десяток новых артезианских скважин для кардинального улучшения водоснабжения или на полную монетизацию льгот горожанам, имеющим право на бесплатный проезд. Но эти деньги вновь ушли в никуда.

Лидером по поглощению бюджетных средств в прошлом году традиционно стал «Водоканал», безвозвратно «съевший» свыше шести миллионов от местных налогоплательщиков. Практически два миллиона бесцельно поглотил «Автотранссервис», полтора влили в «Аккерманзеленстрой», уже ликвидированный и так и не вернувший в бюджет ни копейки из значительных вливаний.

Показательно, что главным «сиротой» оказалось «Теплоэнерго», получившее лишь 200 тысяч. Это предприятие год за годом поддерживает работоспособность теплосетей города практически за собственные средства. «Ну пусть поддерживает и далее, нам есть кому сыпать миллионы», - видимо, так полагают команда Аллы Гинак и ее ручной, безынициативный исполком.

А как же дальнейшее развитие, переход на новые стандарты? Не до этого, нужно убить существующие КП, чтобы превратить их в вечных просителей, зависящих от помощи из местной казны. Тогда и аргумент ее транжирить появляется: срочно спасаем.

В итоге, коммунальным предприятиям Белгорода-Днестровского на текущий год намерены суммарно выделить около 42 млн. грн. Это - исторический максимум. Не на реализацию конкретных планов и стратегий, позволивших бы вывести их на новый уровень, а на поддержание текущей деятельности. Только представьте, сколько нового и полезного получила бы громада на эту сумму!

Безусловно, в перечне необходимых закупок для КП есть и важные статьи, такие как техника, оборудование, приборы учета. Но при более скрупулезном изучении программы возникает серьезное сомнение в способности городского руководства к эффективному управлению.

К примеру, из почти восьми миллионов, предусмотренных для помощи из бюджета Белгорода-Днестровского тому же «Автотранссервису», десятая часть является средствами для погашения долга предприятия по налогу с доходов физлиц. Мало того, что горожан обязывают заплатить чужой подоходный, так ведь данная составляющая и так уже заложена в тарифе. И почему не понесли никакой ответственности горе-руководители, допустившие такой долг? Потому, что находились в ближайшем окружении Аллы Гинак?

Кроме того, более 1 млн. 100 тыс. грн. предусмотрено выделить из местной казны на погашение затрат данного предприятия на вывоз крупногабаритного мусора и строительных материалов. То есть, вместо того, чтобы внедрить систему его вывоза за счет тех, кто генерирует такие отходы, вновь решили рассчитаться деньгами горожан.

Лидером по высасыванию средств из бюджета Белгорода-Днестровского остается «Водоканал». Сюда исполком планирует «закопать» 27 млн. 600 тыс. грн. Помимо приобретения каналоочистительной машины, насосов, автоматических систем учета, бурения новых скважин и оплаты прочих расходов данного КП, город погасит его задолженность по потребленной электроэнергии, которая с декабря по май составила почти семь миллионов. Райские условия: работай - не работай, все твои просчеты оплатит громада.

И аппетит растет. В частности, «Водоканал» требует погасить из местной казны еще и задолженность по зарплате своим сотрудникам - 700 тысяч, по подоходному - два миллиона, а также по налогу за землю - 200 тысяч. Подобная наглость выглядит беспредельной на фоне значительного повышения тарифа - до 35 гривен за кубометр. С такими ценами, еще и всем городом содержать само предприятие? Абсолютно лояльный мэру исполком это не смущает.

Впервые за четыре года ощутимой финансовой помощи добилось «Теплоэнерго». Предприятию удалось убедить городскую власть частично обеспечить накопившиеся первоочередные работы - замену котла, узлы коммерческого учета и ремонт аварийных магистралей по улицам Победы, Шабской, Кишиневской, Еврейской, Михайловской. Показательный факт: если бы команда Аллы Гинак помогала бы реализовать «Теплоэнерго» его собственные инвестиционные ежегодные программы, потребовалась бы меньшая сумма, чем выделяемые шесть миллионов, а сами работы уже были бы выполнены.

Данное предприятие единственное из КП Белгорода-Днестровского не имеет долгов по оплате топлива и электроэнергии, налогам и сборам, зарплате. Но даже ему потребовалось четыре года, чтобы достучаться до первых лиц местной власти. Или все дело в предстоящих выборах, когда срочно потребуется хотя бы один положительный пример?

Напомним, бюджетных миллионов, растраченных созданием и быстрой ликвидацией одного «Аккерманзеленстроя», сполна хватило бы для выполнения собственных инвестпрограмм «Теплоэнерго», начиная с 2016-го. Все это время оно их выполняло самостоятельно, а при соответствующей поддержке бюджета сделало бы гораздо больше. Одним из факторов стабильности «Теплоэнерго» является сохранение его руководства. Благодаря его высокой репутации, Алле Гинак не удалось устроить здесь кадровую карусель. На других КП, обеспечивающих жизнедеятельность Белгорода-Днестровского, менее чем за четыре года сменились по пять руководителей.

Как видим, единственным достижением «муниципальной экономики» действующего мэра является беспрецедентная и безвозвратная «заливка» бюджетными деньгами коммунальных предприятий, эффективность которых так и не повышается. Донорство без каких-либо расчетов и внятных обоснований, без какого-либо контроля эффективности использования солидных бюджетных средств.

Стихийная торговля - проблема журналистов?

14 мая исполком все же дискутировал. Это произошло при обсуждении новых мест для организации постоянных ярмарок. Тихо списав миллионы на бесцельную поддержку коммунальных предприятий, исполком вдруг громко и бурно озаботился ликвидацией стихийной торговли на улицах Белгорода-Днестровского. Главным виновным в ее сохранении была названа полиция. Не благополучно забытая программа организации легальных мест для таких торговцев, не постоянные манипуляции с уличными территориями для торговли, не слабая эффективность коммунального «Департамента муниципальной безопасности», а правоохранители.

Члены исполкома весьма сожалели, что у них нет возможности напрямую спросить с начальника отдела полиции. Как-то подзабыли, что ранее он всегда включался в состав данного органа, но не на сей раз, когда Алла Гинак сформировала абсолютно лояльный к себе и своим прожектам состав. Кроме того, как раз при нынешнем мэре перестал работать так называемый «совет силовиков» при городском голове, который действовал с 2002 по 2015 год. В его состав входили руководители городских структур МВД, СБУ, МЧС, прокуратуры, налоговой и военного гарнизона. Он давал возможность успешно и своевременно координировать деятельность правоохранительных органов, принимать оперативные меры по охране общественного порядка, реализовывать совместные планы по ее улучшению. Алле Гинак не понадобились ни общественный совет, ни этот. Немудрено, что члены нынешнего исполкома, в итоге, предложили заняться проблемой ликвидации стихийной торговли... журналистам.

В завершение - про общественный бюджет. Его своеобразно укрупнили, по сути лишив горожан возможности за счет местной казны реализовать небольшие, но весьма полезные начинания. На таковые ранее выделялось полтора миллиона. Один малый обеспечивали 60 тысячами, большой мог рассчитывать на 300 тысяч. Благодаря воплощению в жизнь десятков проектов, самостоятельно разработанных горожанами, заметно улучшилась среда Белгорода-Днестровского - в частности, в кварталах и дворах появились оригинальные детские и спортивные площадки, новые благоустроенные территории. Кампании по голосованию за проекты «Бюджета участия» стали настоящим полигоном гражданской активности и ответственности.

С этого года исполком без широкого обсуждения с общественностью и, видимо, по требованию мэра, изменил формат городского общественного бюджета. Теперь все те же полтора миллиона пойдут только на четыре проекта-победителя: два больших по 500 тысяч и два меньших маленьких по 250 тысяч. Хотя, к примеру, в Одессе количество именно малых проектов заметно увеличили.

Но в Аккермане, готовящемся к выборам, не до гражданской инициативы. Нужно рассчитаться с депутатами, сформировавшими новое большинство, лояльное мэру. Под вывеской реализации потяжелевших проектов «Бюджета участия» сделать хоть что-то заметное на их округах будет проще.

Степан Каминский

14-07-2019 18:00
Просмотров: 1796