Обзоры
Статьи
Видео
Фото
Проекты
Опубликовано: 16-07-2019 17:02 / Категория: Статьи / Просмотров: 336

От Белгород-Днестровского «холодомора» до самодостаточных громад

Интервью с народным депутатом Украины Виталием Барвиненко. Из первых уст - о системных проектах на Юге Одесской области.

- Виталий Дмитриевич, за плечами - без малого 12 лет работы в Верховной Раде. Многие граждане до сих пор считают, что парламентарий - это человек, который может все: и дороги новые проложить, и законы срочно разработать, и школы отремонтировать, и международной политикой заниматься… Понятно, что реальные полномочия гораздо уже. С чего начинали работу в Верховной Раде? Менялись ли в течение этого времени приоритеты? Что Вы сами выделяете из сделанного?

- Со стартовых дней своей работы в парламенте, в состав которого я прошел в 2007 году, прекрасно осознавал, что работа предстоит огромная. Это касалось и совершенствования законодательства, и, конечно, стремления обратить внимание центральной власти на нужды Буджака, многие его застарелые проблемы. Сложности самого различного уровня имелись практически во всех отраслях экономики края, его социальном секторе - накопились и в селах, и в районах, и в городах.

Предстояло их внимательно изучить, проанализировать, определить приоритеты и, самое главное, составить реальные планы для их решения. Уже тогда было понятно, что реализация дорожной карты преодоления трудностей и выхода на путь развития потребует немало времени и усилий: моих как парламентария, команд на местах - в громадах и районах.

- С какого направления начали?

- Особую обеспокоенность вызывало сложное состояние дел в сфере обеспечения жизнедеятельности Белгорода-Днестровского. На рубеже века многие СМИ описывали ее как «Холодомор», настолько критическим являлось обеспечение работы системы централизованного теплоснабжения. Подведение к городу природного газа по дну Днестровского в 2004 году в обозримые сроки таки не превратилось в системную газификацию. Проект был большой, но вот доставку голубого топлива всем местным предприятиям и жилым домам оставили местной власти с проблемным бюджетом. Заминка была очевидной.

Кроме того, годами копились и не решались проблемы хотя бы приемлемого обеспечения водой, замерло на полтора десятка лет жилищное строительство. Латание дыр вряд ли бы принесло ощутимый долговременный эффект, а значит, требовались перспективные планы и проекты с четкими критериями и расчетами.

Разработка и последующее утверждение стратегического плана социально-экономического и культурного развития Белгорода-Днестровского на ближайшее десятилетие, как и его эффективная реализация в интересах громады – это, бесспорно, очень важный вопрос для города областного значения. Проект успешно завершили к началу 2008-го. Он прошел экспертное согласование, очень серьезные общественные слушания и был успешно утвержден в июле того же года.

Именно наличие у городского совета такого системного документа дало возможность Белгороду-Днестровскому в течение 2009 и 2010 годов привлечь из государственного бюджета многомиллионные средства для проведения серьезнейшей реконструкции магистральных теплосетей. Да и мне, как народному депутату во многом облегчил работу по включению данного проекта в профильный министерский перечень. Это удалось, потому что разговор был предметным, с опорой на расчеты самой громады.

По сути, совместно с городским головой Николаем Даценко принялись за модернизацию системы теплоснабжения Белгорода-Днестровского еще в 2007-м. Первые запросы удалось подкрепить конкретным стратегическим планом, и дело сдвинулось.

Многие аккерманцы хорошо помнят, как часто из-за порывов обветшавших магистральных трубопроводов центр города перекапывали, вновь и вновь рушили асфальт проезжей части и тротуаров. Прокладка новых заняла почти четыре года. Она была выполнена за счет привлеченных средств государственного бюджета, а итогом стала полная реконструкция всех коммунальных магистральных сетей.

- Если старая система сбоит, недостаточно исправить только один ее элемент…

- Понимание комплексного подхода было изначальным. Вместе с командой городского головы решили укладывать трубы, изготовленные по новейшей технологии, со сроком эксплуатации не менее полувека. После их прокладки стразу начинался ремонтом дорожного покрытия. Показательный пример, улица Калинина, ныне – Независимости, где все сделано в соответствии с самыми строгими нормами.

Общими усилиями удалось ликвидировать тяжелую задолженность Белгорода-Днестровского перед Государственным резервом, из которого в начале нулевых срочно брали большой объем мазута для предотвращения чрезвычайной ситуации. За несколько лет цена возврата превысила 8 млн. грн., став неподъемной для городского бюджета того времени. В том числе и начало системной реконструкции системы теплоснабжения позволило убедить правительство и Госрезерв в бесцельности дальнейшего наращивания бесплодной задолженности. Сработал аргумент создания механизма, который полностью избавил Белгород-Днестровский от нужды в срочных мазутных заемах. Громада сэкономила существенные средства, которые в дальнейшем пустила на дальнейшее развитие инфраструктуры.

Кроме того, реконструкция системы централизованного теплоснабжения велась с учетом дальнейшей газификации Белгорода-Днестровского. Дальше - больше.

Тысяча квартир жилого микрорайона «Тира» к 2009 году оставались практически неотапливаемыми. Мазута сюда уже никто бы не дал. Данную проблему решила прокладка газопровода высокого давления - от главной газораспределительной станции по улице Южной через железную дорогу, массив «Совхоз» до котельной по улице Школьной. Затем предстояло реконструировать саму квартальную котельную, установив там новый энергоэффективный газовый котел вместо нескольких затратных мазутных. Все это нам удалось успешно реализовать к отопительному сезону 2010 года. Полагаю, и коммунальщики, и горожане уже благополучно забыли о мазутных кризисах, сотрясавших Белгород-Днестровский больше десятилетия - с 1996 по 2007 год.

Итог - полный переход всех городских котельных на природный газ, прекрасные тепловые магистрали, подтвердившие свое качество и эффективность. С 2010 года местное «Теплоэнерго» не покидает десятку лучших подобных предприятий по стране.

Если бы определенные структуры не манипулировали с искусственным повышением цены на природный газ, мы бы имели достаточно комфортную ситуацию не только с качеством тепла, но и способностью населения его своевременно оплачивать. К слову, за все время работы в парламенте ни поддержал ни одного законопроекта, которые позволили это газовому монополисту. Надеюсь, вместе с новым руководством страны подобный беспредел будет прекращен.

- Виталий Дмитриевич, какую роль вы отводите громадам, стремящимся заручиться поддержкой государства в реализации важных начинаний? Они - просители или партнеры?

- Успешные и значимые проекты возможны только там, где громады являются соратниками. Ведь не случайно выделяю наличие у Белгорода-Днестровского стратегического плана, действовавшего по 2017 год. Он стал большой опорой для последующего рывка. Все просто: в Кабмине во все времена о перспективах выделения финансирования в первую очередь разговаривают лишь с теми городами, у которых есть утвержденные и прошедшие экспертные оценки стратегии развития. У Белгорода-Днестровского таковая имелась.

Именно Стратплан позволил в 2010 году начать газификацию экономического сектора. Особенно позитивно это сказалось на Белгород-Днестровском хлебозаводе, существенную пользу извлек и морской торговый порт - во всяком случае, до раздела на государственную и концессионную части.

Наличие стратегии позволило начать с 2011 года прокладку магистральных газопроводов по всему городу, что обеспечило возможность газификации жилого сектора. К 2015-му природный газ пришел в многоквартирные дома на Солнечной, Парковой, Победе и Южной. Потенциально возможность использовать голубое топливо обеспечили двум третям городских домохозяйств. С сожалением констатирую, что начатая такими огромными усилиями в 2004 году и вступившая в активную фазу шесть лет спустя газификация Белгорода-Днестровского с приходом на должность мэра Аллы Гинак в 2015 году практически свернута.

С того момента нынешняя каденция городской власти не выделила ни копейки на указанные цели. Также проигнорирована возможность получить на условиях софинансирования соответствующие средства из бюджета региона. Белгород-Днестровский остается практически единственным городом областного значения в стране с незавершенной газификацией, хотя на фоне непрекращающегося подорожания всех видов энергии, именно природный газ имеет реальную перспективу вернуть себе положение одного из самых дешевых видов топлива.

- Соответствующие положения стратегии развития Белгорода-Днестровского позволили обеспечить ему участие в государственной программе жилищного строительства…

- Эта тема десятилетиями оставалась больной. Приемлемого количества нового жилья не строили, очередь лишь росла. Все больше квартир требовалось для льготных категорий - ветеранов, участников боевых действий, военнослужащих, многодетных семей и т.д. В кризисном 2008 году по Украине были свернуты более половины программ строительства жилья.

Но, даже в этих условиях мы нашли выход. Город включили в программу жилищного строительства через Государственную ипотечную компанию. Это требовало хорошо скоординированной работы специалистов Белгород-Днестровского горсовета во главе с мэром Николаем Даценко. Десятки поездок в Кабмин, где вместе с представителями громады аргумент за аргументом отстаивали свою позицию, конкурируя с множеством других населенных пунктов-претендентов. Подготовили огромное количество документов, расчетов и обоснований.

Итог - реконструкция крупного недостроенного объекта по ул. Пирогова, позволившая в 2009 году сократить очередь на обязательное получение жилья в Белгороде-Днестровском сразу на 283 квартиры. Многие областные центры тогда довольствовались меньшим.

Текущий созыв горсовета данную тему в числе своих приоритетов по-прежнему не видит. Очередь снова растет.

- В селах Буджака проблем не меньше, зачастую они еще острее…

- Опыт стратегического планирования на долгосрочную перспективу, опробованный в Белгороде-Днестровском показал, что таким образом надо подходить к решению проблем всех населенных пунктов края. Нужно было предпринимать меры к созданию самодостаточных громад, способных не только успешно решать текущие собственные проблемы, но и строить планы на десятилетия вперед, добиваться их реализации как за собственный счет, так и с привлечением средств регионального и государственного бюджетов.

Поэтому процесс формирования объединенных территориальных громад на территории 141-го избирательного округа стал приоритетом. Встречи, сходы, разъяснения, консультации… Закономерно, что данная реформа здесь, без преувеличения, продвигалась едва ли не активнее всех прочих районов Одесчины. Несмотря на критику, которую пришлось выслушать от противников объединения, сегодня функционируют Вилковская и Килийская городские громады, Шабская, Староказацкая, Моложская, Маразлиевская, Лиманская и Тузловская сельские ОТГ. Их эффективность уже ни для кого не является секретом. Они на деле доказывают свою самодостаточность и перспективность.

Все это в комплексе формирует устойчивое понимание и в Одессе, и в Киеве перспективности нашего региона. Именно отсюда и долгожданный капитальный ремонт международной магистрали Одесса-Рени, и новая автодорога к Вилково. Масштабные проекты тянутся к серьезным партнерам.

- То есть, главный рецепт позитивных перемен заключается в опоре на громады?

- Безусловно! Плодотворное сотрудничество обеспечивается желанием и умением команд городских, районных и сельских советов четко определить болевые либо перспективные точки с последующим привлечением представителей других ступеней власти.

Именно по такому принципу строилась работа с Татарбунарами, когда нам всем вместе удалось найти вариант решения застарелой проблемы обеспечения водой этого степного города.

В итоге, проект под эгидой Кабмина выходит на финишную прямую. В рамках госприемки уже завершаются испытания магистрали, которая будет круглосуточно обеспечивать Татарбунары дунайской водой.

Подобным методом добивались завершения строительства Бритовской общеобразовательной школы, затянувшегося почти на 20 лет. А сегодня она стала одной из опорных в новой Шабской ОТГ, по праву входит в число лучших учреждений образования на Одесчине - и по материальному оснащению, и по успеваемости учащихся.

Тот же принцип позволил завершить долгострой в селе Салганы. Теперь тамошний универсальный центр досуга молодежи принимает разнообразные творческие акции и соревнования районного статуса. Суммарно эти проекты обошлись в десятки миллионов гривен, но уже приносят существенную пользу и укрепляют перспективность своих населенных пунктов.

Основываясь на диалоге с громадами, их руководителями, трудовыми коллективами можно добиваться результатов в обеспечении нормальной работы городских и районных больниц, сельских амбулаторий, школ, детских творческих центров. Что мы и делали все эти годы, где, привлекая средства государственного и областного бюджетов, где с помощью благотворительного Фонда Барвиненко.

Совместная защита интересов громад - это действительно серьезная сила. Так, сообща удалось сохранить Староказацкий аграрный лицей, едва не ставший жертвой непродуманных реформ.

…За эти годы на территории округа сделано главное - сформирован фундамент будущего развития нашего региона в аграрной, транспортной и социальной сферах. Заложены основы организации образования с использованием современных технологий, что особенно важно для сельских школ. Завершается формирование госпитальных округов и новых подходов к здравоохранению. Но впереди еще огромный пласт серьезной работы. Прекрасно отдаю себе в этом отчет, но абсолютно уверен, что плечом к плечу с земляками можно преодолеть любые препятствия.

Записал Степан Каминский

14-07-2019 18:00
Просмотров: 1795