Новости
Статьи
Видео
Фото
Опубликовано: 04-09-2020 11:19 / Категория: Статьи / Просмотров: 1396

Игорь Нановский: «Мы создавали фундамент, без которого развитие Белгорода-Днестровского, в принципе, невозможно».

Город, как и любое здание, должен стоять на крепком фундаменте. Вы можете заасфальтировать все дороги, уложить плиткой все тротуары, но, если у вас не решены главные инфраструктурные проблемы: водоснабжение, канализация, теплоснабжение и газификация - вы выбросили деньги громады на ветер.

Мы продолжаем беседу с Белгород-Днестровским городским головой 2010-2015 годов Игорем Нановским о судьбе города, и его перспективах.

- Игорь Николаевич, почему Вы решили вернуться в город?

- Во-первых, я не собирался уходить. Я планировал работать на благо города столько, сколько мне позволят горожане. Но, как известно, мои оппоненты в 2014 году решили проверить меня на прочность. Мне не привыкать. Вернуться же сегодня побудил тот правовой беспредел, юридическая безграмотность и нигилизм, которые я наблюдаю последние годы в управлении городом. Вижу, как на сессиях ни во что не ставятся требования законов Украины, Регламента работы горсовета. Все решения рассматриваются только с позиции личной выгоды. К примеру, никто из предыдущих мэров не позволял себе назначать на ключевые высокооплачиваемые должности родственников, кумовьев, друзей. А сегодня это повально происходит. Был бы еще результат от деятельности таких назначенцев, но и его нет, одни убытки.

Люди меня сегодня встречают в городе и рассказывает такие факты, от которых мне плохо становится. Это и поборы чиновников, и уличная стихийная торговля, заполонившая все центральные улицы, попустительство и махровый непрофессионализм в коммунальном хозяйстве. Особую тревогу вызывает состояние городского здравоохранения.

У Белгорода-Днестровского есть все необходимое, чтобы стать мощным медицинским центром не только для города, но и для вновь созданного укрупненного района с Саратой и Татарбунарами. Под этот центр, начиная с 2011 года, мы создавали фундамент. Проводили ремонты помещений, закупали новое медоборудование. Но дело остановилось. Потеряли темп, инициативу. Начали почивать на лаврах.

И как показала ситуация с коронавирусом, сегодня руководство города и городского здравоохранения не в состоянии отвечать реалиям сегодняшнего дня. Это беспечность и безответственность, за которые надо отвечать. Прежде всего, это грубое пренебрежение Государственными санитарными нормами и правилами Украины, что привело к закрытию больницы и массовому заболеванию не только жителей, но и медперсонала. Проработав более 20 лет в медицинской промышленности, для меня вопросы здравоохранения не являются чем-то неизведанным. Я хорошо знаю, о чем говорю. Уверен – у Белгорода-Днестровского очень приличные перспективы стать крупным медицинским центром региона.

- С чем столкнулись на посту мэра города в 2010 году?

- Мне повезло, еще до того, как стать мэром, я фактически знал все направления, которыми живет город, пройдя до той поры хорошую научную и управленческую школу, где учили, что любое решение должно достигать результата, важно просчитывать последствия своих решений и никогда не опускать руки в трудной ситуации.

Поэтому, когда с первых же дней на должности мэра, в 2010 году, оказались арестованными все счета исполкома из-за судебных исков подрядчиков, выполнявших работы в долг для предыдущего городского руководства, я знал, что делать. Мы спокойно провели реструктуризацию этих долгов и постепенно за год все погасили.

- Но эти долги изымались уже из нового бюджета, в ущерб тому, что вы планировали делать в том же 2011 году?

- К сожалению, эти судебные разборки задержали город в своем развитии почти на год, да и бюджет города тогда был скудным, не таким, как стал после 2016 года. Тот бюджет позволял лишь латать дыры в городском хозяйстве. Говорить же о развитии вообще не приходилось. Поэтому надо было четко расставлять приоритеты для получения экономического и социального эффекта от использования этих небольших денег. Мы работали с каждым руководителем коммунального предприятия и требовали от них отчета за каждую бюджетную копейку, которую инвестировали в предприятие для достижения максимального эффекта.

- Что было первым приоритетом и почему?

- Первым на повестке дня стала система теплоснабжения, как наиболее затратная по финансовым ресурсам. Да, мои предшественники: и Николай Чербаджи, и Николай Даценко, проделали колоссальную работу по модернизации самих котельных, переведя их на газ.

Но надо было идти дальше, сделать систему менее затратной и более эффективной. Для этого нужно было снизить потери тепла в магистральных трубопроводах, а также закрыть так называемые квартальные котельные, работавшие на дорогостоящем мазуте. Город ежегодно вынужден был закупать около 500 тысяч тонн мазута для отопления – это колоссальные деньги, ложившиеся на плечи и бюджета, и горожан.

Поэтому мы планомерно, шаг за шагом, за 4 года избавили город от этой зависимости. Меняли магистрали, поочередно закрывали мазутные котельные. Я безмерно благодарен за эту работу и Валерию Александровичу Алейникову, и Михаилу Михайловичу Волканову. И результат не заставил себя ждать - экономия на тепле ежегодно составляла около миллиона долларов, а «Белгород-Днестровсктеплоэнерго» стало лучшим в Украине.

Для снижения потерь мы начали менять нулевые циклы в многоквартирных домах, делать практически новые системы отопления в детских садах и школах, к примеру, в «третьей» и «шестой», где десятилетиями не было нормального тепла. Да, эту работу не видно. Тротуары видно сразу, а все что под землей - не видно.

- Скорее всего, следующим приоритетом стало водоснабжение?

- Безусловно – вода для Белгорода-Днестровского важна, как никогда. Однако, в 2011 году случилась авария на канализационном коллекторе по улице Кишиневской. Он просто в одночасье перестал существовать. Завод «Исток», работавший годами без очистных сооружений, сбрасывая свои стоки в канализацию города, окончательно добил его. Это была еще и экологическая катастрофа. Проблема прозвучала на всю Украину. Проект восстановления на то время требовал вложений около 44 миллионов гривен. Для города деньги не подъемные. Эту проблему, к сожалению, и спустя 9 лет окончательно не решили или не захотели решить. Нам же в те годы удалось самим лишь поменять некоторые аварийные участки, залегавшие на глубине до 6 метров, что, в принципе, спасло город от катастрофы.

Сегодня такая же проблема на коллекторе по ул. Портовой, где поверх аварийного коллектора уже успели уложить новый тротуар, чего нельзя было делать без замены канализации. А ведь свои деньги в 2015-2018 году у властей были. Почему команда А. Гинак не сделала этого - не понимаю.

Безусловно, тротуары важны и необходимы, но за качеством работ необходим жесткий технический контроль. А его не было. Все делалось по принципу: и так сойдет. А деньги народные уже вложены.

- При таком дефиците средств в бюджете, как было в те годы, вы не могли в большем объеме выделять средства на модернизацию водоснабжения, как например, на теплоснабжение, вместе с тем, работы проводили?

- Да, работы шли планомерно. Ставили новые резервуары питьевой воды, как на подъеме «Новосадовый», меняли насосы на более экономные. В результате, снизили расход электроэнергии на 11% и тем самым сдерживали тариф.

Мы смогли снизить потери воды в сетях с 43% до 38%. А это тоже экономия, если в деньгах, то это около 400 тысяч гривен в год в ценах 2013 года.

Но главное – к реконструкции магистральных водогонов подступиться не удавалось. Денег не хватало, поэтому решили, что сети будем менять только аварийные или там, где шли работы по капитальному ремонту дорог, как, к примеру, по улицам Одесской, Первомайской, Плавневой.

Мне сложно сказать, почему сегодня при таком приличном бюджете, вкладывая ежегодно миллионы в Водоканал, до сих пор не решена проблема с нормальным водоснабжением? Видимо, опять все упирается в профессионализм людей, ответственных за это направление. Существует отдельная профессия «инженер по водоснабжению и канализации». А когда руководят дилетанты, то отсюда и многомиллионные долги на коммунальном предприятии. Кто за них будет отвечать? Первое решение нового созыва горсовета, я уверен в этом, будет о проведении жесточайшего аудита всех КП и привлечения к ответственности всех, кто причастен к уничтожению городских предприятий.

Как, к примеру, КП «Автотранссервис», которое было прибыльным и эффективным предприятием. За счет собственных средств покупало технику и контейнеры, а сегодня практически банкрот, сидящий на потоках бюджетных средств. Причем, бюджетные ресурсы забираются у ГЦ «Благоустройство», которое фактически уничтожается. И что самое интересное, директор КП «Автотранссервис» одновременно является председателем депутатской комиссии по бюджету городского совета. Слабо верится, что он не понимает, что делает.

- Еще один приоритет - городские дороги и тротуары?

- В этом вопросе исходить приходилось также из наличия денег и грамотного их использования, чтобы был социальный и экономический эффект.

При небольших финансах выбор был прост – делать ремонт дорог, ведущих к социальным объектам. К детским садам, школам, чтобы дети в осенне- зимний период грязь не месили, к городской поликлинике, к моргу, где сто лет не было нормальной дороги. Важно, чтобы к решению вопроса транспортной инфраструктуры города - был комплексный подход. Каждое вложение средств в дороги и тротуары должно быть обусловлено, прежде всего, целесообразностью, удобством горожан и гостей города, в соответствии с определенными грузопассажирскими потоками.

- Что это значит?

- Во-первых, капитальный ремонт так называемых магистральных улиц – это, прежде всего, экономика. Эти улицы должны работать. Ремонт, к примеру, улицы Кишиневской, позволит улучшить проезд со стороны трассы «Одесса-Рени» до самой крепости и разгрузить Измаильскую. Но для этого надо завершить работы по ремонту аварийного коллектора. Другой пример - ремонт улицы Шабской, в который уже вложили коло 50 миллионов, очень важен, но требует своего логического продолжения мимо порта, мимо села Шабо, с выходом на Одесскую трассу. При таком подходе – это уже экономически выгодный проект, да и улица Тимчишина сразу же приобретет свое «новое звучание».

Во-вторых, подходы к ремонту межквартальных проездов, или, если проще сказать, не магистральных улиц, должен быть системным и с использованием самых различных технологий.

- Например?

- В 2012 году мы впервые на улице Одесской, где расположен УВК «Школа-сад», вместо асфальта положили бетонные плиты и на тротуаре, и на проезжей части.

То есть, сделали сразу все и комплексно. Помню, столько было возмущений со стороны депутатов. На бетонной плите ведь не украдешь, как на асфальте. Кроме того, чтобы укладывать бетонные плиты, не требуется дорогостоящая спецтехника.

Нужен всего лишь грейдер, подъемный кран и несколько опытных рабочих. И укладывай себе дорогу хоть круглый год. Если бы этот наш опыт продолжили нынешние власти, сегодня бы очень много городских улиц, особенно в частном секторе, стояли бы обновленными. Да и городской комбинат железобетонных изделий работал бы до сих пор, а не обанкротился. Как говорится – дешево, долговечно и сердито. Что же касается тротуаров, то они, безусловно, нужны.

И начало их капитальной реконструкции мы положили еще в 2012 году на улице Независимости (быв. Ул. Калинина). Но, повторюсь, необходим жесткий как архитектурный, так и технический контроль, поскольку тротуары в спальных районах города и в его исторической части, это совершенно разные тротуары. Все нынешние городские руководители были в Киеве, в Одессе, в Измаиле. У нас что, также? A за чей счет переделывать?

- Еще одним приоритетом Вашей деятельности было городское образование.

- Да, безусловно. Я убежден, что учреждения образования, при чем и среднего и высшего, и внешкольного, и дошкольного – это лицо Аккермана, это то, что делает город городом. Поэтому даже при том небольшом бюджете развития система образования города всегда была в приоритете.

Ремонты кровель, систем отопления, туалетов и пунктов питания – это то малое, что все же удавалось сделать. При этом, я сторонник комплексного подхода в системе образования.

- Что это значит?

- Хороший пример комплексного подхода - УВК «Школа-сад», где нами сразу было сделаны дорога и тротуар, подведен газ и построена новая модульная газовая котельная, произведен капитальный ремонт системы отопления и переоборудована кухня.

Кроме того, по инициативе депутата Александра Морозова, здесь было сохранено здание старой угольной котельной, которое сегодня превратилось в современный спортивный комплекс со своим стадионом. Именно такой подход должен быть во всех учебных учреждениях, без исключения.

Но для этого горсовет должен окончательно утвердит сеть городских учреждений среднего образования. Все школы города должны пройти такую комплексную модернизацию. Получить свои пункты питания и спортивные современные площадки. При плановом системном подходе это не сложно.

- Говоря об образовании, нельзя обойти вниманием и систему внешкольного образования.

- Это не менее важная составляющая всего городского образования, доказавшая на деле свою успешность и перспективность. Безусловно, и Центр детского творчества, и детская спортшкола требуют своего дальнейшего развития. Боксеры, легкоатлеты, гребцы, футболисты, акробаты, борцы, баскетболисты - все сегодня страдают от недостатка приличной спортивной базы.

Ремонт городского стадиона, проектировать который мы начали еще в 2012 году, недопустимо затянулся, по непонятным для меня причинам. В заброшенном детском бассейне, что в школе №11, в своё время сделали ремонт кровли, и там разместились борцы, но продолжение этот ремонт так и не получил.

Так же, как не получила своего развития наша инициатива по ремонту водной станции ДЮСШ. Не нашло своего продолжения и развитие мото- и автоспорта.

Все это предстоит восстанавливать и решать вопрос о строительстве большого крытого спорткомплекса, без которого город просто задыхается.

- В 2013 году, по Вашей инициативе, в городе заработал ЦНАП. Как удалось убедить депутатов поддержать этот проект?

- С трудом, депутаты возмущались и говорили, что ЦНАП — это мертворожденное дитя, и все это никому не нужно.

Но по факту и здание сохранили, не дали его приватизировать, и ЦНАП стал лучшим среди малых городов Украины в 2013 году. К сожалению, я вижу, что он не развивается и почивает на лаврах сегодня. Это недопустимо. ЦНАП должен идти в авангарде развития города, быть образцом взаимодействия исполкома и горожан, использовать самые передовые технологии для этого. Примеров решения этого предостаточно.

- Белгород-Днестровский, как исторический город, имеет свои особенности в управлении. Как Вам удавалось учитывать этот фактор в своей деятельности на посту мэра города?

- Да, действительно, в этом плане управлять Белгородом-Днестровским - очень сложная задача, но выполнимая. В городе более 50-ти объектов культурного наследия, многовековая история, многонациональная культура, все эти факторы так или иначе необходимо учитывать в работе и горсовета, и исполкома, и мэра. В первую очередь, в 2011 году на повестке дня возник вопрос отсутствия в городе градостроительной документации. То есть, ее не было в принципе. К моему приходу в наличии был лишь устаревший чертёж Генплана от 2000 года.

Поэтому в первую очередь начали именно эту работу. К 2013 году закончили разработку изменений к Генплану. Появился план зонирования территории, куда впервые были включены все наши памятники. Появились схемы инженерных и транспортных коммуникаций. Началась работа над историко-архитектурным опорным планом. Таким образом, к 2015 году мы практически сформировали полный пакет градостроительной документации города.

К сожалению, историко-архитектурный опорный план до сих пор не принят депутатами, поскольку, видимо, мешает их планам застройки исторической части Аккермана. Но мы это исправим.

Наличие полного пакета градостроительной документации позволяет комплексно подходить и к сохранности памятников, и к вопросам строительства, и благоустройства города в целом. На этой базе нужно развивать культуру и туризм, пополнять городской бюджет, создавать новые рабочие места.

Странно выглядит, к примеру, состояние городского Центра культуры и досуга, ремонт которого мы начали в 2012 году.

Однако после обновления фойе, дело дальше так и не пошло. ЦКиД так и не получил ни новый зрительный зал, ни новый фасад.

Не нашло продолжения ремонт фасада этнографического отделения краеведческого музея, где в 2013 году сделали ремонт внутренних помещений, а фасад так и остался нетронутым.

А ведь это лицо городской культуры, лицо города. На повестке дня, как минимум, расширение экспозиции городского музея, создание городской картинной галереи в помещениях особняка Асвадурова, что не одно десятилетие стоит заброшенным в центре города на Первомайской.

- Вы упомянули туризм.

- О туризме все говорят много, но по факту гордиться пока нечем. А для этого необходимо решить массу вопросов, среди которых и статус средневековой крепости, и раскопки античной Тиры, и приведение в порядок исторического ареала старого Аккермана, которого сегодня практически нет. Нам только предстоит проектировать и начинать работы по реконструкции парков и скверов, благоустройству городских общественных территорий, начиная с городской набережной, чтобы наши горожане, особенно молодежь, могли ставить Белгород-Днестровский по благоустройству в один ряд с Мукачевым, Ужгородом, Черткивом, Черниговым, Хотином и другими историческими городами страны. Которые давно ушли вперед в своём развитии.

Нам необходимо продолжить работу по популяризации исторического наследия города на Днестре, начатое в 2011 году вместе с доктором исторических наук Андреем Красножоном.

Участвовать в различных проектах, как пример, проект «7 чудес Украины» Николая Томенко, который мы достойно выиграли.

Нам еще только предстоит определиться с приоритетными направлениями туризма на территории города, ведь помимо истории, архитектуры, археологии, Белгород-Днестровский может завлекать туристов и своими спортивными соревнованиями, фестивалями на самый изысканный вкус, многонациональной культурой, кухней, народным творчеством.

Поэтому ни на секунду не сомневаюсь в перспективах Белгорода-Днестровского и верю в его будущее!

Записал Степан Каминский




Ссылки по теме:
Игорь Нановский: «Я всегда был «чужим» для местной элиты, но никогда для горожан»
Валерий Мацапей: «Автотранссервис» стал дойной коровой для городских властей Белгорода-Днестровского