Новости
Статьи
Видео
Фото
Опубликовано: 16 сентября 12:35 / Категория: Статьи / Просмотров: 467

Превратить проблемы Аккермана в преимущества

Небольшая зарисовка о неподдельных впечатлениях приезжего урбаниста после прогулки улицами Белгорода-Днестровского, никогда ранее не бывавшего здесь.

Да! В радиусе 100 км от Одессы, наверное, любой мэр расскажет, как мегаполис высасывает молодежь, как в малом городе никто не хочет оставаться. И чаще всего это абсолютная правда - малые города в основе своей не умеют выдерживать конкуренцию.

Одесса - мегаполис, здесь много возможностей получить образование, услуги на любой вкус, работу и так далее. Но это в какой-то момент начинает работать против самой же Одессы: большие расстояния, проблема экологии и шума, дороговизна жизни и так далее. Коронавирус хорошо доказал, что многие процессы реально перевести на «удалёнку» - не обязательно ездить в офис каждый день, можно работать из дома или... из города недалеко от Одессы. Давайте на примере Аккермана посмотрим, чем может быть привлекателен относительно небольшой город, и что он сейчас делает не так.

Связь с Одессой

Белгород-Днестровский расположен в 100 км по прямой от Одессы. Вроде недалеко, только для машин в летние часы пик там можно состариться до пенсии. Есть маршрутки в двух направлениях: через Затоку и Маяки. Есть железная дорога, но в лучших традициях это транспорт для тех, кто никуда не спешит. Водный транспорт уже третье десятилетие не подает признаков жизни. Понятно, что это сложно, но на то у нас и выбирают политиков с чиновниками, чтобы они не сидели сложа руки. А они давно привыкли протирать в своих мягких креслах штаны и думать лишь о том, как продлить свое счастье в уютном кабинете. Без решения проблемы транспортного сообщения с мегаполисом говорить о преимуществе малого города не приходится. Решение находится в комплексном подходе, то есть каждый вид транспорта должен развиваться в рамках единой системы, дополнять друг друга и конкурировать между собой. У пассажира всегда должен быть выбор.

Застройка

Сейчас малые города вокруг Одессы скорее паразитируют на этой самой Одессе, став, в некотором смысле, спальными районами для тех, кто не может себе позволить жить в Одессе или поближе. И застройка, соответствующая - и так купят.

У Аккермана таких проблем пока нет, потому как вообще не строят. Или строят, но домами это назвать можно с натяжкой.

С точки зрения быстрого обогащения отдельных лиц - вариант неплохой. Только город от этого мало что получает: при первой возможности все бегут, социальный капитал падает, бизнес особо не развивается и так далее. Если преимущество такой застройки лишь количество этажей и квартир, то город обречен на деградацию.

«Человейники» просто строить, но качество жизни в них отвратительное. У нас любят оправдывать их ценой земли, мол, иначе квадратный метр будет золотым, и никто не купит. Это не совсем так: застройщики не готовы рисковать привычными бизнес-моделями, поэтому продолжают строить так, как строили последние 40 лет.

Поэтому и появляются микрорайоны типа «Победа», «Тира», «Солнечная», «Южная», и еще «Цитадель» на Еврейской в придачу.

Если посмотреть на европейские города, то виден иной подход: плотность застройки выше, а этажность - ниже. Просто здесь иначе работают с земельными участками, поэтому у них адекватная этажность и разнообразие жилья.

Вот новые кварталы в Утрехте, который больше Аккермана и входит в агломерацию Рандстада (Нидерланды). Здесь дорогая земля и плотная застройка, но из коттеджей, таунхаусов и многоквартирных домов.

Представим себе на минуту, что у жителя Одессы есть два варианта: жить в двушке в панельке на окраине Одессы или в таком доме с небольшим своим участком в часе от центра мегаполиса - что бы он выбрал?

Ещё раз: это очень плотная городская застройка, ее нельзя путать с дачными участками или городскими уродливыми и помпезными виллами.

Подобного почти нет на нашем рынке, потому что покупатели просто не знают о таком формате жилья. Но это именно то, что может заставить человека приехать в такой город, как Аккерман. Однако для этого необходима как минимум политическая воля мэра, возврат разбазаренных земельных ресурсов в коммунальную собственность, и главный архитектор города с харизмой.

В принципе, Аккерман мог бы развивать бренд города для пенсии: дом с участком, городские блага в пешей доступности и без всяких хипстеров и шума под окном. Чтобы это стало реальностью, нужно заново формировать безбарьерную среду, подтягивать уровень городской медицины, решать вопрос нормальной работы городского транспорта и организации транспортного движения в целом, поскольку в утреннее время в некоторых районах Аккермана автомобильные пробки вызывают только смех и умиление. Если в пятидесятитысячном городе есть пробки, то это просто верх транспортной импотенции в мэрии. Какие пробки в городе, который за два часа можно пройти пешком?! А они есть!

Услуги и скука

Но транспорт и застройка - далеко не всё необходимое для нормальной жизни. Мы же не роботы, чтобы жить в режиме «работа-дом-работа», нам всем нужно «третье место» - место, где можно отдохнуть, встретиться с друзьями, назначить свидание или просто узнать что-то новое.

Нужны благоустроенные общественные территории. Малые города чаще всего проигрывают конкуренцию за свободное время человека торговым центрам мегаполисов и дачам. При этом торговые центры хорошо имитируют городскую среду здорового человека: там тепло, сухо, безопасно, много еды, магазинов и развлечений. Только такие центры, как правило, разрушают малые города, да и не везде они есть. В Аккермане так их точно нет. Сложно назвать развлекательными центрами Таврию В, АТБ, Копейку. Их цель - не развлекать.

Да, в последние годы в Украине наметилась тенденция обустройства нормальных парков и набережных, города хоть как-то начали развиваться в этом направлении. Все кроме Аккермана. Состояние городских парков не выдерживает никакой критики. У прибрежного города даже набережной нет. Нет даже проекта ее строительства.

Последний писк градостроительной моды – пешеходные улицы и целые территории в Аккермане даже не рассматриваются, а это уже не проблема, это целая трагедия.

К тому же у нас часто не понимают даже, как работают пешеходные улицы: считается, что нужно просто закрыть движение, после чего случится магия, и у вас будет своя Дерибасовская, к примеру - это крайне примитивный взгляд. Вдоль пешеходной улицы обязательно должна идти торговля, тогда это будет жить и работать, будет стимулировать бизнес и создавать разнообразие для жителей и гостей города.

Очень хочется видеть в историческом центре Аккермана продуманные улицы и пространства, но пока человек утыкается в асфальт, при чем не самого лучшего качества и в скопище машин.

Вперёд или назад?

«…Там, где одни видят проблемы, другие находят возможности - это самая точная характеристика для малых городов рядом с мегаполисами. Я ожидал худшего от Аккермана, но старинные улочки в исторических кварталах, особенная архитектура, хоть и «убитая» в основе своей, все же наводят на мысли о перспективности этого города, но при условии многолетней и упорной работы. А для этого необходимо оценить близость к мегаполису, научиться зарабатывать на своей истории, использовать свою локацию и вкладывать деньги в простые и хорошие проекты…»

Записал Ефрем Смугилев




Ссылки по теме:
Игорь Нановский: «Мы создавали фундамент, без которого развитие Белгорода-Днестровского, в принципе, невозможно».
Аккерман – римская провинция, город древних фонтанов, и причем здесь «Поселок Котовского»
Андрей Красножон: городище «Тира-Белгород» уникально, не хуже, чем Вавилон