Обзоры
Статьи
Видео
Фото
Проекты
Опубликовано: 24-10-2015 16:51 / Категория: Статьи / Просмотров: 1709

Мэру №7 на заметку

Меньше дня осталось до голосования, которым аккерманцы определят имя очередного городского головы - седьмого за 24 года. Еще ни одному из них не посчастливилось проработать две полные каденции подряд.

Вероятнее всего, мэр вновь сменится, как и после следующих выборов, которые ожидаются осенью 2017-го. Подобная тасовка первого лица, так или иначе, негативно влияет на состояние дел в городском хозяйстве. Каждой новой команде необходим адаптационной период. И даже если мэр абсолютно идеален, профессионален, добропорядочен и преисполнен благих намерений, ему все равно потребуется время для того, чтобы вникнуть в суть реального состояния бюджета и экономики, жилищно-коммунальной сферы и транспорте, образования и здравоохранения...

В речах шестерки претендентов на звание седьмого мэра не нашлось места системному анализу происходящего в городе и того, с чем им предстоит столкнуться уже в первые дни своего правления. Избиратели слушали и слышали о приюте для бездомных животных, новом железодорожном переезде на жилмассив "Солнечный", о светлом туристическом будущем и многомиллионных инвестициях... Интересно и, наверное, даже привлекательно. Но никуда не исчезли очень важные вопросы, о своем отношении к которым кандидаты скромно умолчали. Akkerman.ua составил своеобразную "дорожную карту" мэру №7.

ГАЗ

Сложный процесс - и в экономическом аспекте, и в социальном. В Белгороде-Днестровском продолжается одиннадцатый год. За это время природный газ не пришёл даже в половину местных домовладений. Вдоль улиц предстоит проложить еще не один километр трубопроводов высокого и среднего давления, смонтировать не одну газораспределительную станцию и пункт, объединить их в полноценную сеть или, как говорят специалисты, закольцевать. Это - еще несколько "волн" перекопанных улиц и траншей.

О природном газе пока могут только мечтать дома в историческом центре Белгорода-Днестровского, где прокладка наружных сетей вступает в противоречие с требованиями к сохранению исторического облика и изучению археологических слоев.

В текущем году завершены работы по подведению голубого топлива микрорайону "Франко" - проложены необходимые трубопроводы и смонтирована ГРП-19. Местному бюджету они обошлись более чем в миллион гривен. Но дома и квартиры еще предстоит подключить.

Прежние темпы газификации город обеспечивал ежегодным выделением не менее 2 млн. 500 тыс. грн. из своего бюджета развития плюс определенные средства из областной казны. Лишь сохранение уровня вложений, и желательно с учетом изменения курса национальной валюты, позволит сберечь хотя бы существующую динамику.

ТЕПЛО

Новому мэру не придется ломать голову, как безаварийно пережить холода: в сфере теплоснабжения городские головы Николай Даценко и Игорь Нановский сделали немало.

Все котельные переведены на природный газ, реконструированы магистральные сети, обеспечены обогревом школы и детские сады. Сегодня главная сложность - получение необходимого объема газа для городских котельных и своевременная его оплата.

Очередное повышение тарифов на услуги теплообеспечения вряд ли повысит платежную дисциплину потребителей, а в этой сфере разговор короткий: в долг газ не дают. И это риск.

До сих пор не обеспечено нормальное отопление низинного микрорайона по улицам Плавневой и Анисимова. Предыдущие предложения мэрии о строительстве там квартальной газовой котельной жильцы отвергли. Установку же автономных котлов в квартирах далеко не все они потянут финансово. В данном микрорайоне действует детский сад №7, испытывающий огромные сложности с отоплением и отводом грунтовых вод.

ВОДА

Дискуссия по поводу солидного кредита Мирового банка реконструкции и развития "Водоканалу" получилась шумной. На октябрьских общественных консультациях горожане высказались против. Но насколько новый мэр будет готов прислушаться к мнению громады - вопрос. Так или иначе, решение проблемы нормального водоснабжения Белгорода- Днестровского в ближайшие годы останется приоритетным. Средств, сопоставимых с предлагаемыми Мировым банком, нет ни у города, ни у области, ни у государства.

Международная финансовая структура готова выделить на проект реконструкции местной системы водоснабжения и водоотведения 11 млн. дол. США под 3% годовых. Траншами по два миллиона в год - с 2016-го по 2020-й.

На что потратили бы? На пятилетний проект разведки и бурения новых артезианских скважин. В 2016-м - на разработку новой схемы водоснабжения Белгорода-Днестровского, реконструкцию главной насосной станции по улице Шабской и канализационной сети от домов по Измаильской, строительство накопителя на подъеме «Северный» на 3 тыс. кубометров, а также на установку почти 270 водомеров на многоквартирные дома.

В 2017-м - на реконструкцию аварийного участка водогона по улице Гагарина, насосной станции и канализационного коллектора по улице Кишиневской. Городские очистные планировали реконструировать до 2020 года, после модернизации они начали бы принимать еще и стоки из Затоки. К этому же сроку - на перевод системы водоснабжения на современные энергосберегающие технологии.

По условиям МБРР рассчитываться за этот кредит город будет по 2035 год. Средства на погашение сформируются в результате постепенного, но постоянного, повышения тарифа. За 20 лет кубометр питьевой воды подорожает с 5 грн. 85 коп. до 31 грн. 52 коп., кубометр стоков - с 5 грн. 48 коп. до 29 грн. 48 коп. Анализируя сильные и слабые стороны проекта, сам Банк указал, что увеличивается риск резкого снижения платежеспособности населения и потребления воды. Белгород-Днестровский еще никогда не брал и, соответственно, не гасил столь крупные кредиты. Чем рассчитаемся в случае неудачи - "Водоканалом"?

Инициаторы кредита подают его, как безальтернативный проект. Однако, уже в этом году зарубежная фирма предлагала иной вариант. На месте старого водозабора в районе бывшего мясокомбината могли построить комплекс, который бы превращал воду из Днестровского лимана в питьевую. Его цена - существенно ниже кредита МБРР. Но полноценной дискуссии и открытой конкуренции проектов город не увидел.

Сегодня очень важно понимать, что при особенностях местной географии не существует универсального решения проблемы круглосуточного водоснабжения Белгорода-Днестровского. И новом мэру предстоит непростой выбор в этой сфере.

ДОРОГИ И ТРАНСПОРТ

В Аккермане около 190 километров дорог различного статуса. В год на все виды их ремонта город самостоятельно способен направлять от полутора до 3 млн. 500 тыс. грн. В то же время, не "заплаточный", не ямочный, а капитальный ремонт одной улицы Тимчишина стоил в ценах 2012-го до восьми миллионов. И где искать? Область обещаний помочь не сдержала.

О нормальном транспортном обеспечении горожан сложно говорить без ремонта Шабской, одной из самых древних улиц нашего города. Ее восстановление поначалу зависело от сроков прокладки магистрального газопровода, а теперь - от сроков ремонта аварийного канализационного коллектора. Хотя провели его еще 2004-м, до сих пор эту отводную систему использовать невозможно. Это давняя головная боль не только для жителей Шабской. То, что эта улица остается разрытой годами, не позволяет общественному транспорту охватить старую часть города - в частности, улицы Ушакова и Калинина, Пушкина и Ленина, Леона Попова и Шевченко. Новому мэру непросто будет выбрать приоритет работ в данном районе. А выбирать придется.

В ходе предвыборной кампании прозвучало немало обещаний о строительстве железнодорожного переезда между улицами Солнечной и Гагарина. В 2013 году город максимально приблизился к реализации этой идеи: оплаченные проект, разработанная смета, даже потенциальные подрядчики. Однако, жесткость проявила "Укрзалізниця". По ее нормативам, на такой город, как Белгород-Днестровский, полагается два действующих переезда. На "гагаринский" железнодорожники соглашались только при условии закрытия переезда по Лазо. Будет ли способен новый мэр изменить правила, по которым действуют железнодорожники? Да и вряд ли жители спальных микрорайонов "Солнечный" и "Южный" придут в восторг от потока многотонных лесовозов под их окнами. Опять же, решение лежит в плоскости комплексного выбора вариантов...

Пешеходные маршруты - это отдельная наболевшая история. Первый проект капитального тротуарного строительства был реализован еще в 2008 году при мэре Николае Даценко по улице Измаильской - на участке от Первомайской до Ушакова. Затем в 2012-м году голова Игорь Нановский построил пешеходный маршрут по улице Калинина: от Первомайской до Лазо. К 2015-му он же продолжил его по улице Бугазской. А далее одно из наиболее насыщенных городских пешеходных направлений должно было протянуться по Тимчишина до Южной.

Согласно данным мониторинга пешеходных маршрутов Белгорода-Днестровского, проведенного еще в 2011 году, самыми востребованными, кроме указанных выше, являются следующие: Измаильская - от жилмассива «Тира» до Первомайской, Лазо - от Калинина до железнодорожного д вокзала, Маяковского - от Лазо до Первомайской, Калинина - от Первомайской до средневековой крепости, Ленина - от Измаильской до набережной, Первомайская - от Измаильской до Шабской. И это то, что нужно было сделать еще вчера.

Говоря о транспортной инфраструктуре, следует заметить, что маршруты общественного городского транспорта разработаны с учетом потребностей не горожан, а самих автотранспортных предприятий. В городе все маршруты линейные и кроме №5 нет ни одного кольцевого. Опыт других украинских городов говорит о том, что все городские маршруты должны быть кольцевыми, максимально охватывая все жилые районы. Кого поддержит новый мэр, транспортников или горожан?

ОБРАЗОВАНИЕ

В муниципальной системе просвещения остались незавершенными проекты мэра Игоря Нановского по реконструкции систем теплоснабжения, ремонту кровель и утеплению зданий общеобразовательных и дошкольных учреждениях города.

На эти цели из местного бюджета ежегодно выделялось не менее 2 млн. 500 тыс. грн. В 2015-м из-за кризиса приостановлена программа компьютеризации школ, начатая в 2011 году. В ее рамках школы получили более сотни новых компьютеров. Однако потребность в обновлении школьного компьютерного парка осталась.

Приведение же школьных санузлов к человеческим условиям - это просто жизненная необходимость. Актуальным остается вопрос оптимального использования школьных помещений. Одни школы Аккермана переполнены, в то время как другие - к примеру, одиннадцатая - используют свои помещения едва ли наполовину. Остро нуждается в капитальном ремонте здание Центра детского творчества, которое является еще и памятником архитектуры.

ЗДОРОВЬЕ

Муниципальная система здравоохранения за последние пять лет прошла, в основном, оптимизацию и реорганизацию. Сегодня она практически полностью соответствует требованиям, которые Минздрав предъявляет к горрайонной многопрофильной больнице.

Это подтверждено государственной лицензией. В 2010-2015 годах главное медучреждение города за средства городского бюджета регулярно получало и новое современное оборудование. Однако состояние внутренних помещений необходимо приводить в норму хотя бы на уровне ремонта, который сделан к 2013-му в детском отделении больницы.

КУЛЬТУРА

Главное достижение последних пяти лет - реконструкция муниципального Центра культуры и досуга. Новая кровля и система отопления, современные фойе первого этажа и танцевальный класс - на сегодня вопрос решенный.

Но впереди самый больной и дорогостоящий - реконструкция зрительного зала, без которого невозможна нормальная работа основного культурного центра города.

АДМИНКА

Лучший на Юге страны Центр предоставления административных услуг населению построен в 2013 году по инициативе мэра Игоря Нановского.

Но это лишь первая очередь проекта.

Следующая - реконструкция второго этажа здания по улице Кирова, 21, где должны разместиться городские службы, ежедневно предоставляющее услуги непосредственно горожанам.

СТАДИОН

Главный спортивный объект города тоже ждет своего капитального ремонта. По проекту, разработанному в 2013-м и прошедшему все экспертизы, сметная стоимость работ при условии их начала хотя бы в следующем году, может составить не менее 5 млн. грн. И это лишь первоочередные противоаварийные мероприятия. Область ничем не поможет, пока сам город не сформулирует окончательную цель и формат восстановления Центрального стадиона. Судя по всему, для шанса на вторую жизнь объект придется выводить из ведомства муниципального отдела образования. И новому мэру будет необходимо пойти на жесткие решения в этом вопросе. Видимо, придется создавать отдельную коммунальную структуру, а при текущих кризисных проявлениях реального ресурса для этого пока не видно.

Продолжение следует

Степан КАМИНСКИЙ

4 июня 17:41
Просмотров: 963
11-03-2019 11:28
Просмотров: 912
24-12-2018 13:40
Просмотров: 1399