Новости
Статьи
Видео
Фото
Опубликовано: 25-11-2015 12:36 / Категория: Статьи / Просмотров: 1984

Вода Аккермана – выход есть?

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, утвердила новый тариф для КП «Белгород-Днестровскводоканал».

С 1 января 2016 года жители Аккермана будут оплачивать услуги КП «Белгород-Днестровскводоканала» по новому тарифу. В соответствии с Постановлением Нацкомиссии №2719 от 5 ноября 2015 года, тариф на централизованное водоснабжение в городе составит 7,83 грн. за 1 кубометр (без НДС), а за централизованное водоотведение будет равен 7,52 грн. за 1 кубометр (без НДС). В итоге сумма за воду с начала следующего года составит 15,35 грн. за 1 кубометр (без НДС).

И это, скорее всего, не предел. Надо полагать, жизнь теперь всегда будет протекать в условиях постоянно растущих тарифов. Горожанам предстоит либо искать дополнительные доходы для оплаты коммунальных услуг, либо пользоваться государственными субсидиями, либо требовать от городских властей: а) проведения реконструкции городской системы водоснабжения и водоотведения, снижение ее энергоемкости; б) дополнительных дотаций из местного бюджета городскому «Водоканалу», которые бы покрывали постоянно растущие затраты этого предприятия.

На первый взгляд, производственные процессы «Белгород-Днестровскводоканала» ничем не отличаются от всех остальных и происходят по стандартной схеме: добыча воды из артезианских скважин, ее подъем, накопление, очистка, обезжиривание, транспортировка, водоотвод и опять очистка.

При этом электроэнергия используется по всей цепочке подготовки питьевой воды и откачки стоков. Факторы амортизации, ремонтов, расходных материалов, зарплат и налогов также присутствуют во всех статьях расходов предприятия.

Понятно, что пересмотр тарифов на централизованное водоснабжение чаще всего происходит вследствие роста цен на энергоносители, составляющие львиную долю в общей структуре тарифа на воду.

К тому же, сегодня Нацкомиссия жестко следит за тем, чтобы цена на воду не опускалась ниже экономическиобоснованных затрат предприятия и в обязательном порядке добавляет 5% рентабельности.

«Уникальность» же нашего «Водоканала» заключается в том, что, во-первых, добыча воды, в отличие от многих городов страны, происходит из глубоких с низким дебитом артезианских скважин, а не из открытых водоемов (что на много дешевле), а во-вторых, канализационная система Аккермана тоже по своему оригинальна: сточные воды из многоэтажных спальных микрорайонов по самотечным коллекторам спускаются до побережья лимана, здесь по Кишиневской попадают в мощные канализационные насосные станции (КНС), которые с помощью мощных энергоемких насосов поднимают наши стоки обратно вверх до очистных сооружений, расположенных в районе порта. Кто придумал эту схему неизвестно, но пока она действует, наши тарифы всегда будут выше чем, к примеру, в Одессе.

Масштабная реконструкция назрела. Поэтому дискуссия по поводу кредита Мирового банка реконструкции и развития "Водоканалу" не снята с повестки дня. Да, на октябрьских общественных консультациях горожане высказались против. Но насколько городские власти готовы прислушиваться к мнению громады - вопрос. Так или иначе, решение проблемы нормального водоснабжения Белгорода-Днестровского в ближайшие годы остается приоритетным. Средств, сопоставимых с предлагаемыми Мировым банком, нет ни у города, ни у области, ни у государства.

На своей первой пресс-конференции 24 ноября мэр Алла Гинак отметила, что по ее мнению, альтернативы данному кредиту у города нет. Но вопрос требует внимательного и скрупулезного изучения.

Akkerman.ua напоминает: международная финансовая структура готова выделить на проект реконструкции местной системы водоснабжения и водоотведения 11 млн. дол. США под 3% годовых. Траншами по два миллиона в год - с 2016-го по 2020-й.

На что потратили бы? На пятилетний проект разведки и бурения новых артезианских скважин. В 2016-м - на разработку новой схемы водоснабжения Белгорода-Днестровского, реконструкцию главной насосной станции по улице Шабской и канализационной сети от домов по Измаильской, строительство накопителя на подъеме «Северный» на 3 тыс. кубометров, а также на установку почти 270 водомеров на многоквартирные дома.

В 2017-м - на реконструкцию аварийного участка водогона по улице Гагарина, насосной станции и канализационного коллектора по улице Кишиневской. Городские очистные планировали реконструировать до 2020 года, после модернизации они начали бы принимать еще и стоки из Затоки. К этому же сроку - на перевод системы водоснабжения на современные энергосберегающие технологии.

По условиям МБРР рассчитываться за этот кредит город будет по 2035 год. Средства на погашение сформируются в результате постепенного, но постоянного, повышения тарифа. За 20 лет кубометр питьевой воды подорожает с 5 грн. 85 коп. до 31 грн. 52 коп., кубометр стоков - с 5 грн. 48 коп. до 29 грн. 48 коп. Анализируя сильные и слабые стороны проекта, сам Банк указал, что увеличивается риск резкого снижения платежеспособности населения и потребления воды. Белгород-Днестровский еще никогда не брал и, соответственно, не гасил столь крупные кредиты. Чем рассчитаемся в случае неудачи - "Водоканалом"?

Инициаторы кредита подают его, как безальтернативный проект. Однако, уже в этом году зарубежная фирма предлагала иной вариант. На месте старого водозабора в районе бывшего мясокомбината могли построить комплекс, который бы превращал воду из Днестровского лимана в питьевую. Его цена - существенно ниже кредита МБРР. Но полноценной дискуссии и открытой конкуренции проектов пока нет.

Степан Каминский




Ссылки по теме:
Мэру №7 на заметку