Обзоры
Статьи
Видео
Фото
Проекты
Опубликовано: 09-12-2015 12:25 / Категория: Статьи / Просмотров: 1336

Крепость - музей или предприятие?

Akkerman.ua продолжает публиковать свою «дорожную карту» для новой каденции городской власти.

Наиболее популярным лозунгом всех участников прошедшей избирательной компании являлся этот: «Вернем городу крепость, отобранную областью!». На последних сессиях уходившей каденции некоторые ее депутаты неоднократно, хотя и безуспешно, пытались «протащить» вопрос о создании городского коммунального предприятия «Аккерманська фортеця». На тот случай, если Одесский областной совет вдруг «захочет» передать средневековую крепость в управление городу - чтобы было кому взять здесь памятник на баланс.

Akkerman.ua неоднократно публиковал свое видение дальнейшей судьбы твердыни. В связи с неоднозначными заявлениями представителей новой каденции местной власти, мы вновь предлагаем очень внимательно и скрупулезно взвесить все за и против и постараться всё-таки выработать единый общегородской путь сохранения и развития Аккерманской средневековой крепости.

Что имеем?

С февраля 2011 года крепость переведена в собственность Одесского областного совета и управляется его коммунальным предприятием «Фортеця». Совсем скоро данной структуре исполнится пять лет, но аварийность памятника только выросла. Средств на проведение первоочередных противоаварийных работ не скопили. Областной же бюджет решил выделить до конца текущего года около 8 млн. грн. на эти цели.

Как сообщила «Думская» , выделенные средства освоит компания «Восстановление» из Южной Пальмиры. Сам проект укрепления лиманской части крепостной стены разработан несколько лет назад главным конструктором Одесского института «СтройНИИпроект», профессором архитектурной академии Иосифом Подольским. Предусматривает укрепление нижней северной стены железобетонной системой контрфорсов и балок, опирающейся на свайное основание. Также запланировано «подпереть» север-запад фоссебреи - наклонной площадки между стеной и Днестровским лиманом, укрепить верхнюю стену и сам берег - досыпать его, уложить противоэрозионное геосинтетическое полотно и установить ступенчатые габионы.

Проект прошел все согласования, получил необходимые разрешительные документы и позитивные оценки ряда ученых. Чтобы не потерять финансирование, работы необходимо начать до завершения текущего бюджетного года, т.е. в декабре. В противном случае проект отправится на новый круг согласований. Это серьезный процесс и это всего лишь стартовый этап. Еще в 2011 году тогдашний начальник областного управления охраны объектов культурного наследия Наталия Штербуль в ходе одной из своих пресс-конференций заявляла о том, что для проведения всего комплекса противоаварийных работ на памятнике национального значения, каким является Аккерманская крепость, необходимо не менее 51 млн. грн.

Кроме того, пока остается без ответа вопрос, что далее делать с такими объектами, как кассовый павильон, туалет и канализация, постройкой которых КП «Фортеця» практически уничтожила первозданный вид памятника. Да и у самого областного предприятия полно обязательств по уплате налогов, социальным выплатам, оплате коммунальных услуг, труда сотрудников, услуг по обеспечению работы самого предприятия. Они покрываются за счет доходов от продажи входных билетов и других видов деятельности.

При всех за и против следует отдать должное коллективу КП «Фортеця». Ему удалось навести в крепости элементарный порядок, вычистить территорию от депутатских пивных палаток и торговых павильонов. По информации руководства предприятия, озвученной в сентябре, за 8 месяцев текущего года объект посетили около 130 тыс. туристов. При цене входного билета для взрослых 40 грн., для детей – 20, и скидках для белгородцев - 10 и 5 грн. соответственно, общий валовой доход КП «Фортеця» составил чуть более 4 млн. грн. Общие расходы колеблются в пределах миллиона гривен в год. При 15 штатных единицах фонд заработной платы составляет 49 тыс. грн. в месяц. Предприятием уплачено более 600 тыс. грн. НДС, более 50 тыс. грн. налога на доходы физических лиц. Задолженности по обязательным платежам нет. Чистая прибыль КП «Фортеця» превысила 2 млн. грн. Средства хранятся на спецсчете, их использование регламентируется областным советом как учредителем предприятия.

О проведении научных исследований, реставрационных, восстановительных и противоаварийных работ силами предприятия говорить не приходится. Средств недостаточно, да и некому. В Белгороде-Днестровском уже нет специализированной структуры с соответствующей лицензией. Предприятие, при всем своем желании заниматься научными изысканиями, не имеет такой возможности. Для этого в штатной структуре должен присутствовать хотя бы научный отдел.

Для сравнения - штат национального историко-архитектурного заповедника в Каменце-Подольском включает в себя 32 сотрудника, большая часть которых - это научные специалисты. В государственном заповеднике «Хотинская крепость» работает 25 человек. А эти памятники по своим масштабам значительно уступают Аккерманской твердыне. Понятно, что при таких раскладах судьба крепости неизменно вызывает тревогу и озабоченность у горожан.

Что делать?

Сложившаяся ситуация дает всего три варианта выхода из нее. Первый: оставить всё, как есть. Второй - "чисто местный": либо вернуться к ситуации до 2010 года, когда крепость находилась в управлении городского отдела культуры, либо создать муниципальное коммунальное предприятие, передав на его баланс весь имущественный комплекс крепости. Третий. Продолжать добиваться создания национального историко-архитектурного заповедника с передачей крепости в государственную собственность.

Рассмотрим эти направления более детально.

Первое. Оставить все как есть невозможно по причинам, приведенным выше. Оставлять крепость в управлении коммерческого предприятия даже и коммунальной формы собственности обременительно, не выгодно и с точки зрения экономики и, что самое главное, с точки зрения сохранности памятника. С коммерческими предприятиями не работает ни одна уважающая себя международная организация, специализирующаяся на охране культурного наследия. Неслучайно за четыре с небольшим года своей деятельности КП «Фортеця» так и не смогло получить ни одного мало-мальски стоящего международного гранта на нужды крепости. Хотя попытки и были, но тщетные. Гранты выдаются музеям, заповедникам. Предприятиям - нет.

Кроме того, аккерманцы в большинстве своем негативно относятся к самому решению области «забрать» крепость без учета интересов города. Новоизбранному руководству области и Белгорода-Днестровского с этими настроениями горожан так или иначе придётся считаться. Даже несмотря на то, что в последнее время КП «Фортеця» имеет неплохие экономические показатели.

Второе направление - вернуть управление памятником структурам городского совета через создание аналогичного областному коммунального предприятия «Аккерманская крепость». Становясь на такой путь, город должен понимать, что такому предприятию, так же как и КП «Фортеця», придется взять на себя финансирование зарплат трудового коллектива, оплачивать все коммунальные услуги – электроэнергию, воду, вывоз мусора, охрану объекта и т.п., платить налоги.

Как показывает опыт «Фортеці», средствами, которые можно заработать на продаже входных билетов, в принципе под силу компенсировать затраты предприятия и даже получить прибыль. Но с учетом состояния крепости этой прибыли не достаточно для решения действительно серьезных задач. И опять же: получая новое предприятие, теперь уже муниципальное, город так же будет отрезан от возможных грантов на реставрацию, реконструкцию, исследования, проведение противоаварийных работ. А делать входные билеты все более и более дорогими - невозможно. После того, как КП «Фортеця» резко повысила такие цены, оно сразу же лишилось заметной доли доходов из-за уменьшения потока посетителей. Пусть этот процент небольшой, но он существенный в нынешних реалиях. Пока можно только мечтать о повторении показателя 2010-го - 200 тысячах посетителей за год.

Таким образом, у города остается третье и, видимо, единственно верное направление – продолжать добиваться создания в крепости государственного заповедника. Тем более, что Белгород-Днестровский заявил об этом, как о приоритете, утвердил данное направление решением горсовета еще в 2008 году. Заповедный статус является единственно правильной формой содержания объекта такого значения, как Аккерманская крепость. В этом случае она переходит в собственность государства, государство утверждает штат заповедника, уровень его финансирования, оплату необходимых реставрационных работ, формы сотрудничества с международными организациями в сфере сохранения исторического и культурного наследия. Плюс ко всему, за счет доходов от продажи входных билетов у заповедника появляются дополнительные средства. Однако, в ближайшее годы ожидать от Минкульта быстрых и оперативных шагов по созданию такого заповедника в Белгороде-Днестровском не приходится.

Вместе с тем, городская громада вправе ставить вопрос о сохранности крепости, ее реставрации и реконструкции. Поэтому решение этой наболевшей проблемы может быть найдено на стыке трех названных направлений.

Аккерманцы по праву считают крепость главным символом и гордостью своего города. Жители Одесчины - достоянием всего региона, граждане Украины - достоянием всей страны. И это так. Значит, первым шагом по решению дальнейшей судьбы памятника должен стать созыв общей конференции по судьбе крепости с участием представителей города, области, государства - в лице Минкульта - и научных кругов. Первую подобную конференцию город уже проводил в сентябре 2012 года, опыт есть.

Учитывая сложность социально-экономической ситуации в стране, для начала можно определить переходную форму содержания крепости до создания государственного заповедника. С учетом опыта деятельности КП «Фортеця», это может быть Коммунальное учреждение «Белгород-Днестровский областной краеведческий музей-заповедник «Аккерман старинный». Не предприятие, а неприбыльная, бюджетная организация. Да, это потребует дополнительных расходов из областного и городского бюджетов, но крепость того заслуживает.

При этом в состав музея-заповедника, как единой охранной структуры, вполне спокойно включается городской краеведческий музей и другие объекты города, имеющие статус памятников исторического и культурного наследия.

Первоначальным исходным документов для такого пути может служить приказ Министерства культуры и туризма Украины от 30 декабря 2008 года №1642/0/16-08 «Про затвердження меж і режимів використання зон охорони пам’яток та занесення об’єктів культурної спадщини до Державного реєстру нерухомих пам’яток України». Им уже утверждены границы и режимы использования памятника национального значения «Городище Белгород-Днестровский».

В этом немалом по объему акте очень подробно расписаны границы наших памятников, археологических зон, и все они - научно обоснованы.

Также Приказ «16-42» определил режимы использования в пределах утвержденных охранных зон.

Опираясь на этот документ, можно не ждать решения Минкульта о заповеднике. Городу и области вполне под силу на местном уровне утвердить штат такого музея, определить его цели и задачи, объемы бюджетного и внебюджетного финансирования, планы по сохранению памятника, его реконструкции и научных исследований. И самое главное, проделать всю предварительную работу по созданию в перспективе национального заповедника.

К примеру, по такому пути с 2007 года продвигался теперь уже государственный историко-культурный заповедник «Посулье». Шаг за шагом в его в состав включались Роменский краеведческий музей, памятник Тарасу Шевченко в Ромнах, затем: археологическое городище «Монастырище», мемориальный комплекс последнего кошевого Запорожской Сечи Петра Калнышевского в селе Пустовойтовка, Посульские курганы, Недрыгайловский краеведческий музей, летописный город Поташ и другие объекты. Судя по тем же данным Минкульта Украины, в Аккермане расположены не менее важные и уникальные памятники истории, градостроительства и архитектуры.

Городу и области никто не запрещает разработать и принять соответствующие региональные и городские целевые бюджетные программы с четким определением финансирования из своих бюджетов. В перспективе - и из государственного. А коммунальное учреждение параллельно сможет заниматься подготовкой к созданию на территории Аккермана Национального историко-архитектурного заповедника. Такое тесное взаимодействие города, области и центра принесет свои плоды уже в ближайшее время, в том числе и в сфере развития туристической отрасли. Борьба же за турникет на входе в средневековую крепость, может и накормит группку местных «бизнесменов», но лишит действительно памятник внятной перспективы.

Степан КАМИНСКИЙ




Ссылки по теме:
Мэру №7 на заметку
Фортеця: сумний літопис
Заповедный статус Аккерманской крепости
26-06-2018 15:29
Просмотров: 2363
21-06-2018 17:40
Просмотров: 3070
16-06-2018 18:18
Просмотров: 2454